Жил да был в далёкие времена на русской земле коваль Людоша. Ковал мечи богатырские да броню делал. Славили кузнеца воины. Благодарили за спасённые жизни. Только недоволен был Людоша собой. Много славных сынов отечества не возвращалось с поля боя. Погибали от ран. Захотел Людоша сделать броню такую, чтобы богатыри стали неуязвимы. Как быть?
Пошёл он к батюшке православному исповедаться в своей печали. Батюшка тот раньше воином был, но потом отрёкся от мирского и стал души спасать. Выслушал кузнеца и сказал ему, чтобы посмотрел внутрь себя, нашёл уязвимости души.
Пришёл в кузницу Людоша, глянул на оружие, которое он делает. Поскольку русичи не вели захватническую жизнь, то и оружие у них было оборонительное. Сделано оно со смекалкой, присущей русским умельцам — под каждого ратника подгонялось, под его силу, особенности защиты и ведения боя. Делалось оружие и с украшением для знатных воинов.
Вглядывается кузнец в кольчуги, в каждое их железное кольцо. Думает, может сплав железа какой придумать, чтобы крепче были. Не один день и не одну ночь изучал доспехи. Устал. Подумал уже бросить мечту сделать броню неуязвимую. Но вспомнил слова священника о поиске уязвимости своей души. Призадумался...
Врезались в память ему благодарные воины. А ведь благодарили-то его те, кто вернулся домой, а те, кто погребён был на поле боя, не могли сказать ему спасибо. И тут стукнул он себя по лбу! Вот же где ответ на загадку лежит.
Не долго было мирное время. Враг опять захватил окраину русскую. Собрались богатыри в поход. А с ними и коваль, то есть кузнец, тоже пошёл. Славно бились русичи, разбили врага, освободили землю, но и наших полегло немало.
Людоша попросил разрешения у ратников перед погребением павших осмотреть их броню. Взял бересту, нарисовал на ней образ кольчуги. Затем подходил к каждому погибшему воину и что-то отмечал на бересте.
Вернулись ратники из похода и Людоша с ними. Сразу пошёл в кузницу. Собрал своих работников и показал им бересту с нарисованной бронёй. Вышел из работников один и говорит, что жёны помогут им сделать ратников неуязвимыми.
А дело было вот в чём. Битва — это совместная работа, строевая схватка, в которой все держатся вместе плечом к плечу. Ратники в строю справа и слева прикрывают щитами себя и друг друга. Сзади стоят такие же воины. Им в строю тесно. Перед ними враг тоже так строится и ему тоже тесно.
Места для замаха мечом или топором почти нет. Ударить копьём чуть проще, но колоть приходится без замаха. И поэтому основное повреждение на поле боя для воинов без кольчуги — это порез или неглубокий укол. Вот только перевязаться, находясь в бою с противником, не получится. Жизнь ратника длится до тех пор, пока он не потеряет сознание от кровопотери. От таких ударов и уколов, нанесённых из тесноты строя, кольчуга защищает прекрасно. Воины в кольчугах получали только синяки, но оставались живы.
От чего же погибали ратники?
Когда Людоша изучал раны погибших в бою воинов, он заметил, что умирали они чаще всего от ран, полученных попаданием стрел, которые имели страшную силу. Втыкаясь в кольчуги, стрелы разрывали их кольца и ранили. Получив раны, богатыри, не имея возможности перевязаться в тесном строю, умирали.
Нужно было придумать или прочные кольца, которые не разорвутся от удара стрел, или найти способ погасить их удар при попадании в ратника.
Разошлись работники по домам, а на утро каждый принёс сшитый женой стёганый плотный поддоспешник. Надел его Людоша, а сверху надел кольчугу. Велел работнику пустить из лука стрелу в него. Боялся работник, но выполнил приказ. Натянул тетиву и выстрелил из лука.
Ударила стрела в грудь кузнеца. Вся сила стрелы ушла на разрыв кольчужного кольца и застряла в стёганом поддоспешнике. Людоша всего лишь стряхнул стрелу с груди.
Разошлась молва по ратникам о новом хитром способе защиты. Стали им жёны, сёстры и матери шить стёганные плотные поддоспешники.
А коваль Людоша остался доволен. Да, он не сделал неуязвимую броню, но спас тысячи воинов от смертельных ран своей придумкой.
Не раз его светлая голова выдавала что-то полезное для воинского дела. В памяти людей он остался как мечеделец, создавший Фощеватовский меч.
Клуб алгоритмов творчества ТОТА.
_____________
Поддоспешник или подлатник — термин, используемый для обозначения разновидности одежды, надеваемой под доспех. В другом источнике упоминается как полукафтанье или зипун, который надевается под латы, панцири, кольчуги, бахтерцы, куяки и другое.
Основными функциями поддоспешника являются смягчение удара, принятого на доспех (амортизация); защита от холода и натирания тела доспехом или кольчугой (например на плечах). Подлатники шились из разного типа тканей. Для холода набивались ватой.
Был тысячу лет назад на Руси кузнец. И оставил он после себя меч, который нашли на Полтавщине, в местечке Фощеватая. Меч с надписью «Людош(т)а коваль» состоит из пяти отдельно отлитых из бронзы частей с рельефным орнаментом в виде перевитых чудовищ в стиле надгробных рунических камней XI в.