Найти тему
Кеша / МОЗГ ПРОСТО

Аватар 2

Давайте сразу. Второй Аватар - великое произведение. Фильм снятый великим режиссёром за великие деньги.

Чтобы получить от Аватара удовольствие, нужно держать в голове одну простую мысль: «Это авторское кино». Главное черта таких фильмов - режиссёр важнее продюсера. Задумка важнее денег.

В авторском кино важно, как это не удивительно, понять что хотел сказать автор. Иначе фильм не работает. Возьмём к примеру Зака Снайдера и Кристофера Нолана.

Снайдеру важна визуальная эстетика. Важно, чтобы школьница в короткой юбке сражалась с нацистами-зомби летя на драконе. И чтобы выглядело это на пределе эстетических возможностей кинематографа.

Снайдеру плевать на сюжет, на драматургию, на героев. Всё это для него неважно. Всё это добавляется только для того, чтобы продюсеры давали деньги. В его фильмах надо смотреть именно на эту часть, а остальное принимать как неизбежное зло.

Нолану тоже плевать на героев и драматургию. А ещё на визуальную эстетику, честно говоря. Она на любителя.

Кристофер фанат науки. Он буквально экранизирует научные формулы. И сюжет строит, как научную формулу. Получить удовольствие от просмотра можно только зная, что у фильма есть второе и третье дно. Сложная структура, в которой приятно разбираться и спустя годы после релиза.

Если не знать авторский контекст, то смотреть большинство фильмов Снайдера и Нолана невозможно. В этом случае, они тотально скучные.

И поздние работы смотреть сложнее, чем ранние. Когда автору ещё не хватает веса, влияние продюсеров велико. Они требуют понятных зрителям героев, понятной драматургии, понятных ситуаций. Но если авторский режиссёр становится популярным, то он может позволить себе положить болт на то, что ему в фильме неинтересно.

-2

И вот теперь мы можем поговорить про Аватар.

Очевидно, что Джеймс Кэмерон хотел снять продолжение. И сделать это не ради денег. Ему было что сказать. В отличии от Ланы Вычовски, которая сняла Матрицу на отъебись.

И ему, как авторскому режиссёру, важен какой-то очень узкий аспект фильма. Всё остальное он делает хорошо, но максимально конъюнктурно. Так, чтобы максимально широкая аудитория осталась довольна.

Представьте, что вам дали миллиард долларов: «Снимай, что хочешь, но деньги надо вернуть». Чтобы вернуть миллиард нужно, чтобы фильм посмотрели все. Все - это очень много.

И чем шире аудитория, тем уже набор кинематографических приёмов, которые можно использовать.

Фильм обязан быть простым и понятным. Должен быть элементарный сюжет, знакомые герои, привычные ситуация. Проверенная драматургия. А ещё должен быть экшн, экшн, экшн! ради которого большинство и ходит в кино.

Когда тебе дают миллиард долларов не может получится фильм наподобие «Всё, везде и сразу» (совершенно прекрасный) тебя заставят использовать максимально проверенные приёмы. В результате, во время просмотра возникает ощущение: «Я всё это уже видел».

И вот если смотреть второй Аватар с чистого листа, то он тупо скучный. Он долгий, куча штампов, графика больше не удивляет. А ещё огромный хронометраж, который с первого взгляда кажется неоправданным. В общем, понимаю всех недовольных.

Но я смотрел кино не отрываясь все три часа. Потому что мне было интересно найти то, что хочет сказать режиссёр. Найти то, что ему небезразлично. То, на что он был готов потратить десять лет своей жизни. И найдя это, испытываешь восторг, а затем делаешь рефреймиег всему, что видишь вокруг этого ядра.

-3

Фильм разбит на три акта.

В первом акте просто происходит стыковка с предыдущим фильмом. Видно, что Кэмерону плевать на эту часть. Это техническая необходимость. Экспозиция. Её словно снимали другие люди. Даже графика в этой части хуже.

В третьем акте происходит экшн, экшн, экшн. И режиссёр сюда тоже поглядывал краем глаза, пока другие ремесленники делали зрителю красиво. В конце сражение, так принято.

Кэмерон снял продолжение только ради второй части. Выбил огромные бюджеты только ради второй части. Придумал сразу пять фильмов только ради того, чтобы в каждом был этот самый второй акт.

Весь смысл всех Аватаров всегда будет здесь. В середине. Только это важно режиссёру.

Если Нолан режиссёр-учёный, то Кэмерон режиссёр-инженер. Это прослеживается во всех фильмах. Технология, с помощью которой делается кино, важнее самого кино. Мир, в котором происходят события, важнее самих событий.

Талант Кэмерона-инженера проявляется, как в реальном, так и в виртуальном мире.

В реальном мире мы видим уникальную технологию съемки, 3D и 60FPS - всё это технологически прорывы в кинематографе, которые бы не произошли без Джеймса. А во-втором Аватаре ставка сделана на технологию визуализации воды. И это отвал башки, хоть и понятный только специалистам.

В виртуальном же мире режиссёра не сдерживают инженерные рамки реальности. Он может придумать мир с нуля. Включить своё инженерное воображение на полную катушку. И нет ни одного режиссёра, который способен настолько виртуозно придумывать ПРИРОДУ.

-4

Иметь возможность придумать природу - это то, ради чего Кэмерон и снимает Аватары. Весь второй акт посвящён этому. Знакомству с природой другой планеты. Точно так же, как в первом фильме.

И эта часть потрясающая. Это National Geographic на максималках. Сделанная с огромной любовью и вниманием к деталям.

Тебя буквально заставляют влюбиться в новую область мира Пандоры. Чтобы потом пришли люди и начали жечь её и резать на куски. И срать ты хотел на всех персонажей фильма. Но когда начинают рушить мир, то становится по-настоящему больно.

Главный герой Аватаров - не человек. Главный герой - это Природа. Природа здесь наделена драматургией. Природа здесь принимает решения. У природы есть сюжетные арки и проработанная личность. Всё вокруг неё - картонные декорации.

Аватар - авторское кино, которое вынуждено быть длинным, скучным и шаблонным, чтобы режиссёра мог показать то, что ему важно. С тем размахом величия, которое соответсвует его амбициям.

Нет никаких сомнений, что Аватары - это великие фильмы, а Кэмерон великий режиссёр. Несмотря на то, что смотреть в телефон хочется почти так же часто, как на экран.

-5