Как правило, для трансформации бизнеса не хватает либо внутренней компетенции, либо объективной оценки ситуации со стороны. Ещё бывает так, что акционеры понимают необходимость изменений и даже нанимают специалиста для работы в этом направлении. Однако в результате оказывается, что он не может ничего сделать, так как не обладает достаточными полномочиями или ресурсами. Одной из частых ошибок также является разобщённость целей владельцев предприятия, когда нужно объединиться и выбрать одну основную и к ней двигаться. Кроме того, нельзя сразу делать ставку на результат — прежде чем его достичь, необходимо научиться грамотно управлять процессами.
По мнению Дмитрия Ермилова, трансформация бизнеса невозможна без цифровизации всех процессов в комплексе: производства, управления, логистики, маркетинга, продаж и т.д. И с этим как раз связана ещё одна сложность: далеко не все компании могут справиться с данной задачей.
"Если говорить о конкретных цифровых инструментах, то для каждого процесса требуется своё решение. К примеру, если в организации сложные высоконагруженные процессы, то для того, чтобы управлять ими потребуется ERP-система. Если предприятие хочет оперативно реагировать на запросы рынка, отслеживать предпочтения клиентов, а также эффективно управлять продажами, то здесь необходимы CRM-решение, а также система анализа и хранения данных и т.д.", — уточнил Дмитрий Ермилов.
К слову, всё это уже было успешно интегрировано в работу петербургского отделения международного концерна MC-Bauchemie. Внедрение же BI-системы позволило эффективно управлять маржинальной прибылью.
"BI-система позволяет оценить влияние различных факторов (себестоимость, объём продаж, закупочная цена сырья и т.д.) на изменение маржи. На основе этих оценок компания может контролировать и оперативно корректировать бизнес-процессы. Например, если себестоимость производимого продукта начала расти быстрее, чем цена на рынке, вы можете оперативно поменять поставщиков сырья, рецептуру и т.д. Если в отчёте BI-системы, указано, что спрос на отдельные категории товара увеличивается — нужно оперативно наращивать объём производства. Цифровые инструменты дают конкретные преимущества перед конкурентами, поскольку позволяют быстрее и эффективнее принимать решения", — пояснил Дмитрий Ермилов.
При этом, отметил эксперт, нужно понимать, что экономический эффект от такой трансформации появляется не сразу. Часто у компании уходят годы на то, чтобы "оцифровать" и перестроить рабочие процессы. Но при правильном подходе, по наблюдениям Дмитрия Ермилова, за несколько лет можно в среднем увеличить товарооборот в 1,5–2 раза, а ежегодную прибыль — на 10–20%. О том, насколько эффективным является применение всех инструментов в совокупности свидетельствует кейс MC-Bauchemie. В бизнес-школе ИМИСП он рассматривается как наиболее показательный и удачный с точки зрения трансформации компании.
Сейчас многие рынки приближаются к перенасыщению, поэтому, по прогнозу эксперта, спрос на подобные цифровые решения в ближайшие 2–3 года будет только расти.
"Сами по себе ИТ-инструменты не являются залогом успеха, но они дают возможность получать и анализировать большие данные и существенно повышать качество и скорость управленческих решений", — подытожил Дмитрий Ермилов.
https://www.dp.ru/a/2022/12/26/Cifrovizacija_biznesa_kak?from=dzen-news