Найти в Дзене

Если математика – это скучно, то каким будет решение? – часть 2

Оглавление

Впоследствии я испытал огромный шок, узнав, что математики из Кералы (Южная Индия) открыли эту формулу несколькими веками ранее.

И на самом деле она должна называться формулой Мадхавы в честь ученого, впервые на нее натолкнувшегося.

Однако "пи" – не единственное математическое открытие, сделанное в Индии.

Отрицательные числа и понятие о нуле, к которым в Европе относились с подозрением вплоть до XIV века, разрабатывались там в VII веке.

Власти Флоренции временно запретили ноль в 1299 году.

Если рассказать современным студентам, как в прошлом люди отчаянно пытались решить те задачи, которые до сих пор кажутся сложными, они поймут, что дисциплина появилась не из ниоткуда.

Есть нечто воодушевляющее в том, что математики когда-то испытывали трудности с отрицательными числами и понятием нуля.

Некоторые выдающиеся личности делали открытия, будучи еще в школе.

Так, француз Эварист Галуа еще в студенчестве создал теорию групп, незадолго до того, как в возрасте 20 лет был убит на дуэли из-за любви и политики.

Кто-то даже сошел с ума после своих изобретений.

Например, Георг Кантор провел много лет в психиатрической лечебнице, после того как разработал теорию трансфинитных чисел.

Подобные истории могут оживить предмет для тех людей, которым сложно вникнуть в математику.

Математика и история идут рука об руку, математика развивалась в исторических контекстах.

-2

Каждое новое поколение строится на фундаментальных результатах, доказанных предшественниками.

В отличие от других наук, математические теории не могут быть опровержены; открытия древних египтян также истинны сейчас, как и тысячи лет назад.

Школьники, которые учатся вычислять площадь круга или площадь пирамиды, идут по дороге, проторенной математиками на протяжении 5 тысяч лет.

Египтянам нужны были подобные формулы, чтобы рассчитывать, какими суммами налогов обложить земли, разделенные петляющим Нилом, или сколько кирпичей должно быть в пирамидах Гизы.

С математической точки зрения, футболисты, готовящиеся к свободному удару, – это люди, вычисляющие квадратное уравнение. Другими словами, они используют формулу из глиняных табличек Вавилона, появившуюся за 1,8 тысяч лет до н.э.

До недавнего времени я многого не знал об истории моего предмета.

Я думал, что превыше всего – математические расчеты.

Разве, если вы понимаете теоремы и доказательства, вам важно, кто и при каких обстоятельствах их изобрел?

В школах и университетах лишь поощряют это одностороннее знание.

Конечно, возможно преподавать математику как некое общечеловеческое наднациональное знание, ведь она привлекает универсальностью своего языка.

Но очень важно осознавать, что создана она людьми.

-3

Ведь истории людей, бившихся над квадратными уравнениями и работавших над разного рода вычислениями, дают сильнейшую мотивацию к путешествиям по математическим просторам.

Я ни в коем случае не пропагандирую ограничение глубинного изучения предмета.

Ведь когда вы учитесь играть на музыкальном инструменте, никогда не сдвинетесь с мертвой точки без упорного изучения гамм и арпеджио.

Но если разбавить науку несколькими историями о происхождении математики, это может создать более привлекательный подход к изучению предмета

Маркус дю Сотуа – профессор математики колледжа Уэдхэм, Оксфорд.
Маркус дю Сотуа – профессор математики колледжа Уэдхэм, Оксфорд.

Конец