Найти тему
75 подписчиков

Три монаха

"Три монаха", Китай, 1980
"Три монаха", Китай, 1980

Вода и вера


Если вы не житель какой-нибудь страны, не входящей в некую большую семерку или, проще говоря, в Америку с вассалами, то увидеть что-нибудь из далекого тамошнего кинематографического наследия, шансов немного. Нужно, чтобы или продукт в своё время успешно экспортировался в Советский Союз («Ганг, твои воды замутились»), или работа как-то зацепилась за вечность призом на каком-нибудь фестивале попрестижней. Ну, или вы палеонтолог и проводите раскопки в тамошних интернетах, смотря старую экзотику со словарем наизготовку.


Мультфильм «Три монаха» (1980) производства Поднебесной относится ко второй категории, так как получил Серебряного Медведя за лучший сценарий короткометражки. Сей факт, разумеется, не особо гарантирует качество, ибо кому только чего не вручали, но какое-то впечатление даёт, вряд ли на фестивали отправляли полное фуфло, какие-то надежды надо чем-то подкреплять. Год выпуска позволяет ожидать какой-нибудь приятный сюрприз, например, очень красочный отечественный мультфильм «Золотая антилопа» был снят за четверть века до «Трех монахов», почему бы оригинальному Китаю тоже не родить что-нибудь оригинальное.


Если вдруг у вас были похожие ожидания – забудьте! Полное впечатление, что тамошние мультипликаторы узнали о существовании анимации месяца за два до рождения своего творения. Примитив, снятый на коленке. Впрочем, не исключено, что упрощение было задумано специально под фестиваль, там можно впарить любую недорогую муть, выдав её за авторское видение. Но ведь внимательный читатель скажет, что наградили за сценарий, а не за графику, музыку или эффекты.


Не знаю конкурентов «Трех монахов», что они там противопоставляли китайской мудрости, но короткометражка и по смыслу соответствовала картинке. Пришел в пустой храм красный монах, двигался туда-сюда с коромыслом, пришел синий монах – начались ссоры, кому бежать за «Клинским», с какого краю нести носилки с цементом (ой, это меня в гайдаевщину заносит). Пришел жёлтый монах – забили на процесс доставки воды полностью, завяли хризантемы, загорелся дом изнутри. Спохватились, засуетились – и начали работать вместе, ибо как сказал кот Матроскин: «Совместный труд объединяет». Для особо тупых мораль басни проговаривается в 19-минутном мультфильме четко и раздельно. Всё.


Я, конечно, не умею задвигать с умным видом, почему картина режиссера А глубже Кольской скважины, а лента режиссера Б масскультовая поделка. Но даже, если взять любую серию «Кота Леопольда» с гораздо более прописанной моралью «Ребята! Давайте жить дружно!», то он забьет баки творению товарища Да (фамилия такая) с неотвратимою уверенностью. Например, в то же время вышла серия «Клад кота Леопольда», почему бы её на Берлинский фестиваль не послать, уж точно любой адекватный человек скажет, кто здесь ху. Впрочем, когда это члены жюри были адекватными людьми.


Так неужели все так плохо, может я культурного посыла братьев наших азиатских не понял. Может, и не понял, какой статуе молились монахи, стуча ложкой по миске. Почему они сутками ничего не ели, только пили воду, как не в себя. Один раз грызянули по куску какого-то огурца и сразу всем троим еда не в то горло попала, чуть не задохнулись, бедолаги. С какой целью они вообще в этот теремок шли, грехи замаливали или хадж какой совершали? Уж почти за двадцать минут можно и сюжет как-то поразвивать, но нет, тупо одно – в одиночку человек работает, в компании начинает лениться и халтурить, надо же, откровение какое, в целомудренном Советском Союзе про эту проблему даже анекдоты слагали. Люблю, мол, групповой секс, всегда сачкануть можно.


Но по одному произведению выборку точно не построить. Вот, если ещё с десяток фестивальных мультфильмов стран не первого мира посмотрю. Тогда и можно глобальные выводы делать.