Кто-нибудь из вас можете себе представить, что автоспорт когда-то собирал зрителей столько же, как футбол или хоккей? Когда драматизма в автогонках было больше, чем во всех видах спорта вместе взятых? Когда пилоты для своих поклонников были настоящими супер-героями, которые способны бороться с железными монстрами? Нет? А такое время было... С 1982 по 1986 год, когда существовала самая безумная категория раллийных автомобилей. "Группа Б". Будет интересно.
Истоки
Ралли, как автоспорт, является самым старым видом соревнований на автомобилях. В 1894 году автомобильные энтузиасты впервые провели большую гонку по дорогам общего пользования. С ветерком прокатились из Парижа в Руан. А это целых 120 километров. 120 километров на грохочущих самоходных телегах дорогам общего пользования.
А дороги, в то время, это не самое большое удовольствие, надо сказать. Что-то накатанное телегами или вымощенное брусчаткой есть - и хорошо.
Но гонщикам и зрителям было весело! Одни получали славу "сумасшедших", а другие с радостью наблюдали за этими гонками на "бешеных" скоростях. Но, мероприятие удалось и появились автогонки. Как развлечение, а главное - как реклама автомобилей и их инженеров.
Впервые термин "ралли" появился в 1907 году и это ставшее легендарным "Ралли Монте-Карло". Дальше - больше. Вдумайтесь о темпах развития - в гонке "Париж - Бордо - Париж" в 1885 году средняя скорость победителя составила 24 км/ч, а уже в 1907 на ралли "Париж - Мадрид" - 105 км/ч. И это средняя скорость!
Популярность ралли росла, как росли пилоты и автопроизводители. С каждым годом появлялись правила и стандарты для разных классов, а автомобили становились все "злее". Пока не дошли до своего пика в начале 80-х годов.
Спасибо за это нужно сказать марке Lancia и вот этому автомобилю:
Да, Lancia Stratos HF никогда не была в автомобилем "Группы Б". Но она стала первым автомобилем который построили для ралли. Специально. Не на базе серийной модели, а для того, чтобы побеждать именно в чемпионатах. А чтобы ее допустили, Lancia выполнила необходимые требования и выпустила на рынок 400 гражданских версий со звучным названием Stradale. Доподлинно неизвестно, страдали ли в ней владельцы, но автомобиль особы спросом не пользовался. Stradale - это "дорожный" по-итальянски, если что.
И этот автомобиль стал "белой вороной" в чемпионате. Очень легкая машина (960 кг) с двигателем 265 л.с. оставляла позади конкурентов и завоевала массу побед, чем и заставила создать группу для особо мощных автомобилей. И вот тут начинается праздник для механиков, инженеров и пилотов.
Группа Б
Чиновники из автомобильной федерации в этот раз развязали руки автопроизводителям почти полностью. Хотите создавать заднеприводные машины с сумасшедшими моторами? Ок. Хотите добавить полный привод и сделать немыслимую трансмиссию - хорошо. Мощность более 400 лошадиных сил - да не вопрос.
Одно условие - сделайте 200 гражданских версий этих монстров пожалуйста и продайте их таким же сумасшедшим. Они же есть? Есть. Вот и ладушки. А если хотите серьезно доработать автомобиль - не надо выпускать еще 200, просто назовите это "Эволюция-2" и сделайте 20 версий для сумасшедших.
И тут автопроизводителей понесло. Они в буквальном смысле перевернули мир ралли. Внедряли новые технологии и материалы, экспериментировали, да и в принципе, делали все, что хотели. При этом, создавались не только сумасшедшие монстры, но и вполне "мирные" гоночные болиды и дело все в том, что группа Б - это не только дикие спорткары, но и несколько других "подклассов".
К слову, первые автомобили, которые получили омологацию группы Б в классах Б/9 и Б/10 - это скромные Citroen Visa Trophee и Fiat Ritmo Abarth 125.
Ситроен имел передний привод, двигатель объемом 1,2 л., и мощность чуть более 100 л.с..
Для нас же интерес представляют совершенно иные автомобили, которые относят к малочисленному классу B/12.
Монстры
Именно благодаря автомобилям группы Б/12 ралли стал максимально зрелищным, драматичным и опасным видом автомобильного спорта. Вот цитаты великого "Человека дождя" Айртонна Сенны - быстрейшего пилота Формулы-1:
«Слишком быстро для меня! Он сумасшедший!»
И еще:
«Забавная вещь – никогда не знаешь, какую траекторию выберешь. Это довольно жестко, когда машина постоянно едет на максимум. Я не переставал думать: в следующий раз мы так не будем делать. Что ж, первый опыт мое сердце выдержало»
И в нагрузку:
«Научиться водить раллийную машину правильно намного сложнее, чем ожидаешь. Надо иметь определенный багаж технических знаний и много уверенности. И без знаний у вас не будет уверенности. Это очень сложно и заставляет уважать раллистов еще больше. Кто сделает это так же, как делают они? Как они, когда впервые попадают в лес и делают это. Это не для меня, скажу я вам. Только сегодня. Только ради удовольствия и не более того»
Все эти слова говорил величайший гонщик Формулы-1, которого в последствии называли своим кумиром многие титулованные пилоты Ф-1. Это было в Англии, где ему предложили протестировать раллийные автомобили группы Б, в том числе и самого старшего класса.
Вдумайтесь, гонщик-легенда "королевы автогонок" заявляет, что эти автомобили слишком быстры для него, как и их пилоты. Признает настоящую борьбу раллийных гонщиков с "железными конями", временем, дорогой и своим страхом.
Базово, принято считать, что родоначальник класса самых быстрых раллийных автомобилей - это Lancia Rally 037. У компании уже был опыт создания подобных автомобилей и они не упустили возможность выставить свой болид в самом серьезном классе.
Lancia Rally 037 "Пластмассовая камбала"
Этот автомобиль строился по всем новым правилам. Легкий вес обеспечивала трубчатый каркас, на который надели пластиковый кузов. Двигатель и подвески - на подрамниках. Мало того, некоторые его детали были сделаны из кевлара. Не, ну ведь разрешили использовать новые материалы? Разрешили. Почему бы и нет.
Двигатель в базе, привод задний. Объем двигателя 2.0 литра, турбина, мощность от 265 до 325 в зависимости от "эволюции", сухой картер, вес 960 кг. Это был последний заднеприводный автомобиль, который одерживал победы в своем классе. Помимо этого, в 1983 году, через год после появления группы Б, Lancia завоевала кубок конструкторов, отняв его у полноприводной Audi Quattro.
С этой победой связана довольно драматичная история. Первая раллийная Audi не отличалась надежностью. И хоть ехала она быстрее, за счет полного привода, но редко приезжала без поломок. Пилоты очень переживали по этому поводу и доходило даже до стычек с механиками и представителями бренда. Ведь это действительно обидно, когда ты можешь ехать быстрее всех, а тебе мешает качество самого автомобиля.
Несмотря на это, Audi не опустила руки и представила уже настоящий, специально построенный болид для группы Б. (Audi Quattro была переведена в группу Б из группы 4 и не могла считаться полноценным болидом этой категории).
Audi Quattro A2
Самая легендарная из всех Audi, которая позволила вернуть господство в раллийных чемпионатах. В кругах поклонников ралли известна как "длиннобазная" Quattro. Несмотря на то, что появилась "короткая" Sport Qauttro S1, она не смогла принести много побед, в отличии от предшественницы.
Именно на этой модели были выиграны чемпионаты мира по ралли 1983 и 1984 года. Новая модель Audi Sport Quattro S1 побед в чемпионатах не принесла. Ни одной. В 1988 Audi уже не принимала участие в ЧМ мира по ралли и не принимает до сих пор. Эпоха господства длилась всего 2 года. Ауди подарила миру ралли полный привод и ушла...
Peugeot 205T16
Обезумевший малыш от французов навел шороху в 1985 году, когда абсолютно безоговорочно выиграл все, что только можно. Обогнав основного конкурента - Audi на 38 очков в зачете производителей, а в личном зачете разница между пилотами Peugeot и Audi составила целых 52 очка.
Маленький хэтчбек, весом менее 900 кг, с мощностью мотора 350 л.с., а во второй генерации более 450 и полным приводом не оставлял шансов конкурентам. Никаких. От слова совсем. Он стал самым успешным автомобилем за всю историю группы Б. Разгон до 100 км/ч по разным данным составлял от 4 до 3 сек..
Инженеры Peugeot сделали поистине безумный автомобиль. Мощность мотора на последних эволюциях могла составлять до 550 л.с., но инженеры команд редко доводили ее даже до 450. Страшно.
Lancia Delta S4
Дальнейшее развитие 037 модели, но уже на "максималках". Двигатель объемом 1,8 литра оснащен нагнетателем и турбонаддувом, максимальная мощность 490 л.с., система полного привода с изменением передаточного отношения на заднюю ось 60-75%. Инженеры Lancia ради эксперимента испытали мотор на максимум и смогли получить 1000 л.с., при давлении наддува 5 бар. А теперь представьте, что вес этого автомобиля - 890 кг. Путем не сложных расчетов получаем, что стандартные 490 л.с. - это около 540 л.с. на тонну. У самой мощной комплектации современного Nissan GT-R - 352 л.с. на тонну.
Трагедии
Происшествия на гоночных трассах не редкость. Машины врезаются, переворачиваются и сейчас это обычно не заканчивается ничем, кроме груды металлолома и живого и невредимого пилота рядом. Следует понимать, что последняя гибель пилотов на ЧМ по ралли была в 2006 году.
А в то время... По своей сути - это самые простые автомобили. Где есть руль, двигатель, коробка, тормоза, подвеска и стальные ...ца у экипажа. Все. Никакой электроники, компьютерных стендов для испытаний, супер-точных регулировок всего чего можно. Это сейчас можно подцепить датчики нагрузки на каждое колесо, датчики перегрузок. Обкатать машину, что-то исправить. Смоделировать работу всех узлов на компьютере. А тогда - нет. Инженеры, пилоты и куча металла с пластиком, способная ехать быстрее, чем многие современные суперкары.
И естественно, все это приводило к трагедиям...
Но для начала, давайте посмотрим на то, как была организована безопасность зрителей. В каких условиях приходилось ехать пилотам и штурманам.
У вас под пятой точкой почти 500 л.с., дорога с неоднородным покрытием, задача проехать как можно быстрее и зрители под колесами. Как вам? Отличные же условия. Сейчас всех собак бы спустили на организаторов подобной вакханалии... А тогда это считалось нормальным. Быть как можно ближе к своему кумиру, к тому, который является для тебя богом автомобилей. Тех людей нельзя было назвать болельщиками. Это фанаты в самом сумасшедшем значении этого слова. И естественно подобная ситуация на трассах ни к чему хорошему не привела...
Port Wine Rally 1986
Это в Португалии. Не справившись с управлением, а если точнее - допустив ошибку пилотирования, FORD RS200 не самым благополучным образом влетел в болельщиков, которые стояли на повороте. Погибших трое, пострадавших 10. Компания Ford сразу ушла из ралли, правда не на долго.
Как вы думаете, это изменило ситуацию с безопасностью на трассе? Нет. Все осталось на своих местах. Может организаторы что-то бы и изменили в следующем чемпионате, но в этом же 1986 году...
Rally Corsica 1985
За год до трагедии в Португалии погиб Аттилио Беттега. Французская трасса домашняя для пилотов Peugeot и Ferrari и им удалось сместить итальянского пилота со второго места. Это итальянца не устраивало и он попытался нагнать лидеров, но не справился с управлением. Lancia Rally 037 врезалась в дерево (по другим данным в стену). Пилот погиб.
Tour de Corse Rally 1986
И снова Lancia, но уже Delta S4. Хенри Тойвонен и штурман Серджио Кресто на извилистой горной трассе вылетели с трассы на крутой склон. Автомобиль загорелся. Экипаж выбраться не успел. От автомобиля остался только каркас.
Эта трагедия стала последней каплей для того, чтобы международная федерация запретила группу Б полностью, а так же еще не рожденную группу S, в которой планировалось участие автомобилей-прототипов.
История великих инженеров, водителей и автомобилей закончилась. На смену им пришла группа А, а в последствии WRC. Мощность современных автомобилей ограничена 380 л.с. и минимальным весом 1190 кг. А это - 316 л.с. на тонну. Что намного меньше 540 у той же Lancia Delta S4.
Да, за счет современных технологий, применении электронных систем, новых КПП эти автомобили быстрее. Но, как говорится: "Это другое".
На этом все. С наступающим 2023. Просить подписаться на канал и написать свое мнение в комментариях не хочу. Вы и так все это знаете :)
Всем добра!