Фильм 1985 года «Улика» стал в высшей мере удачным дебютом для режиссера Джонатана Линна, который избрал путь криминальных комедий, достигнув на этом поприще немалых высот (вспоминаем «Монашек в бегах» и «Девять ярдов»).
Впрочем, разбираемая нами лента в год выхода являлась предметом нешуточного скандала. Она вовсе не провалилась в прокате, как утверждают некоторые обозреватели. С неё собрали ровным счетом столько же, сколько вложили – пятнадцать миллионов.
Просто в указанном прокате оказалось три варианта кинокартины с разными концовками. Например, «Улика» в Техасе могла отличаться от «Улики», показанной в Калифорнии. Публика в то время не была готова к подобного рода экспериментам, а потому негодовала.
В итоге все финалы свели воедино, сделав вариант «как могло бы быть». Подобная вариативность оказала воздействие на мировое кино, став одним из приемов набиравшего обороты постмодернизма. В качестве примера можно привести прославленный динамичный триллер «Беги, Лола, беги».
Впрочем, фильм возник не сам по себе - было множество источников, что вдохновляли режиссера. Известную фразу про «убийцу-дворецкого» оставим в покое. В данном случае действующие лица были заимствованы из одноименной настольной игры, что ещё в 40-ые годы могла стать конкурентом «Монополии».
Есть один интересный момент. В игре «Улика» персонажи обозначались оттенками цветов. Кромке классического «белого» и «зеленого», использовали «горчичный» - Мастард, «алый» - Скарлетт и т.д. Теперь становится понятно, что побудило криминальных героев «Захвата поезда Пелем 123» (1974) взять «цветные псевдонимы». И только затем это перекочевало к Тарантино в «Бешеных псов».
А ещё из сферы настольных развлечений в мир «ролевых забав» перешла «игривая горничная». Хотя нас более интересует, что стиль и сюжет фильма являются отсылками к первым экранизациям «Десяти негритят» и классическому хоррору «Дом ночных призраков» (1959).
Хотя больше всего необременительных заимствований было из первой пародии на криминальные фильмы, культовой картины «Ужин с убийством» (1976). Тем не менее, «Улика» обладает совершенно самостоятельным и весьма причудливым сюжетом.
Где-то в Массачусетсе, в «Новой Англии» (именно там происходит действие большей части романов Стивена Кинга) находится пугающий особняк. В него на ужин собираются шесть людей. Поначалу кажется, что цель их визита неясна. Однако все они являются жертвами шантажа, ибо у каждого есть постыдные секретики.
Далее по законам «герметичного детектива» происходит убийство. Причем не одно, а целых шесть!!! По числу гостей, что заставляет теряться в догадках, ибо все гости остаются в живых. И это дает повод для удивительного юмора. Реплики в фильме просто бесподобны.
«- Сколько у вас было мужей – Своих или чужих?» «- У вас же пропал муж…- Он был иллюзионистом – Но он пропал навсегда – Он был паршивым иллюзионистом» « - Я сам себя разоблачу – Ну не при дамах же…» «- Вам звонит шеф ФБР Гувер – Он всем звонит, видимо, и до меня дошла очередь»