69,8K подписчиков

Искромётная криминальная комедия о постыдных секретиках

7,7K прочитали
Фильм 1985 года «Улика» стал в высшей мере удачным дебютом для режиссера Джонатана  Линна, который избрал путь криминальных комедий, достигнув на этом поприще немалых высот (вспоминаем «Монашек в...

Фильм 1985 года «Улика» стал в высшей мере удачным дебютом для режиссера Джонатана Линна, который избрал путь криминальных комедий, достигнув на этом поприще немалых высот (вспоминаем «Монашек в бегах» и «Девять ярдов»).

Впрочем, разбираемая нами лента в год выхода являлась предметом нешуточного скандала. Она вовсе не провалилась в прокате, как утверждают некоторые обозреватели. С неё собрали ровным счетом столько же, сколько вложили – пятнадцать миллионов.

Просто в указанном прокате оказалось три варианта кинокартины с разными концовками. Например, «Улика» в Техасе могла отличаться от «Улики», показанной в Калифорнии. Публика в то время не была готова к подобного рода экспериментам, а потому негодовала.

В итоге все финалы свели воедино, сделав вариант «как могло бы быть». Подобная вариативность оказала воздействие на мировое кино, став одним из приемов набиравшего обороты постмодернизма. В качестве примера можно привести прославленный динамичный триллер «Беги, Лола, беги».

Впрочем, фильм возник не сам по себе - было множество источников, что вдохновляли режиссера. Известную фразу про «убийцу-дворецкого» оставим в покое. В данном случае действующие лица были заимствованы из одноименной настольной игры, что ещё в 40-ые годы могла стать конкурентом «Монополии».

Есть один интересный момент. В игре «Улика» персонажи обозначались оттенками цветов. Кромке классического «белого» и «зеленого», использовали «горчичный» - Мастард, «алый» - Скарлетт и т.д. Теперь становится понятно, что побудило криминальных героев «Захвата поезда Пелем 123» (1974) взять «цветные псевдонимы». И только затем это перекочевало к Тарантино в «Бешеных псов».

А ещё из сферы настольных развлечений в мир «ролевых забав» перешла «игривая горничная». Хотя нас более интересует, что стиль и сюжет фильма являются отсылками к первым экранизациям «Десяти негритят» и классическому хоррору «Дом ночных призраков» (1959).

Кадр из фильма «Улика» (1985)
Кадр из фильма «Улика» (1985)

Хотя больше всего необременительных заимствований было из первой пародии на криминальные фильмы, культовой картины «Ужин с убийством» (1976). Тем не менее, «Улика» обладает совершенно самостоятельным и весьма причудливым сюжетом.

Кадр из фильма «Улика» (1985)
Кадр из фильма «Улика» (1985)

Где-то в Массачусетсе, в «Новой Англии» (именно там происходит действие большей части романов Стивена Кинга) находится пугающий особняк. В него на ужин собираются шесть людей. Поначалу кажется, что цель их визита неясна. Однако все они являются жертвами шантажа, ибо у каждого есть постыдные секретики.

Кадр из фильма «Улика» (1985)
Кадр из фильма «Улика» (1985)

Далее по законам «герметичного детектива» происходит убийство. Причем не одно, а целых шесть!!! По числу гостей, что заставляет теряться в догадках, ибо все гости остаются в живых. И это дает повод для удивительного юмора. Реплики в фильме просто бесподобны.

Кадр из фильма «Улика» (1985)
Кадр из фильма «Улика» (1985)
«- Сколько у вас было мужей – Своих или чужих?» «- У вас же пропал муж…- Он был иллюзионистом – Но он пропал навсегда – Он был паршивым иллюзионистом» « - Я сам себя разоблачу – Ну не при дамах же…» «- Вам звонит шеф ФБР Гувер – Он всем звонит, видимо, и до меня дошла очередь»