Найти тему
Максим Бутин

5897. А. А. ПРОКОФЬЕВ И ДРУГИЕ…

1. Помимо безмерно солидного эпоса в поэзии имеется лёгкий жанр так называемой (1) интимной лирики. В этом жанре поэтически высказывают дружеские и любовные чувства. Любовная лирика как раз составляет подразделение интимной. Чтобы у поэтически дружеских чувств был свой отдел или хотя бы сектор в лирике, мы не слыхали, по-видимому любовь в поэзии превозмогла дружбу.

Кроме жанра интимной лирики имеются ещё жанры (2) гражданской лирики и (3) лирики пейзажной.

2. В гражданской лирике

То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.

Н. А. Некрасов. «Замолкни, Муза мести и печали!..» (1855).

То есть эта лирика амбивалентна и даже диалектична.

3. В лирике пейзажной описываются пейзажи, но не так, как Тит Лукреций Кар вещал о природе вещей, а с наполнением поэтических строк чувствами автора в отношении к описываемому пейзажу. Иными словами, это та же любовь и та же дружба, только не к человеку, а к природе и конкретно — к тому или иному пейзажу. Причём пейзаж может быть не только природным, — «Всё в тающей дымке: холмы, перелески. Здесь краски не ярки и звуки не резки...», «Тучки небесные, вечные странники!», — но и городским, в котором описывается город, его выдающиеся здания и никчёмные строения, высокие башни на площадях и мелкие ямы на дорогах.

Текст 1.

Я ненавижу свет
Однообразных звёзд.
Здравствуй, мой давний бред, —
Башни стрельчатой рост!

Кружевом камень будь
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.

О. Э. Мандельштам. «Я ненавижу свет…» (1912).

4. Тут, у Осипа Эмильевича Мандельштама смешано природное и городское, натуральное и цивилизованное. То есть тут дана лирика пейзажная на основе устойчивого бреда автора. Бреда… Потому и лирика, а не эпос.

Но возможно и смешение жанров, что, разумеется, не всегда плохо. Так, когда О. Э. Мандельштам вставил новые зубы взамен природных, а потом выпали и они, оставив по себе металлические штифты, тогда его поклонники за глаза говорили, что у него во рту индустриальный пейзаж. Такая характеристика, несомненно, есть продукт синтетического жанра, жанра интимно-пейзажной лирики.

5. Но каков бы ни был жанр поэзии, эпической или лирической, она лишь тогда заслуживает сохранения в истории литературы, когда осмысленна, поэтически осмысленна. То есть позволяет читателю проникнуть в ткань поэтических строк и воспринять смысл того, что поэт говорит.

К сожалению, бывает (1) бессмысленная или (2) заумная поэзия, (3) поэзия капустников и (4) поэзия чествования начальства, (5) поэзия личных условностей, никому не понятных, кроме того, к кому она обращена. Всё это — поэтический мусор, и как всякий мусор должен быть выметен из истории литературы, ежели он по каким-либо причинам в неё попал или сам в неё влез без всякого спросу.

6. Текст 2.

Афанасий Фет
Лозы мои за окном разрослись…

Лозы мои за окном разрослись живописно и даже
Свет отнимают. Смотри, вот половина окна
Верхняя тёмною зеленью листьев покрыта; меж ними,
Будто нарочно, в окне кисть начинает желтеть.
Милая, полно, не трогай!.. К чему этот дух разрушенья!
Ты доставать виноград высунешь руку на двор, —
Белую, полную ручку легко распознают соседи,
Скажут: она у него в комнате тайно была.

А. А. Фет. «Лозы мои за окном разрослись…» (1847).

7. Афанасий Афанасьевич Фет изумительно тонко представил любовное общение двух людей и наивное опасение мужчины за свою и женскую репутацию в глазах соседей… Всё это дано предельно целомудренно и одновременно предельно интимно. И тем не менее всё в этом стихотворении понятно, читатель вдыхает его поэтический аромат, человеческая душа пред ним невольно раскрывается как благоуханный цветок. Это любовное общение…

8. Но бывает и другое общение. Общение дружеское. Тоже имеющее свою лирику. Вот как пишет о своём товарище Александр Андреевич Прокофьев.

Текст 3.

Александр Прокофьев
Товарищ

Я песней, как ветром, наполню страну
О том, как товарищ пошёл на войну.
Не северный ветер ударил в прибой,
В сухой подорожник, в траву зверобой, —

Прошёл он и плакал другой стороной,
Когда мой товарищ прощался со мной.
А песня взлетела, и голос окреп.
Мы старую дружбу ломаем, как хлеб!

И ветер — лавиной, и песня — лавиной…
Тебе — половина, и мне — половина

Луна словно репа, а звёзды — фасоль…
«Спасибо, мамаша, за хлеб и за соль!
Ещё тебе, мамка, скажу поновей:
Хорошее дело взрастить сыновей,

Которые тучей сидят за столом,
Которые могут идти напролом.
И вот скоро сокол твой будет вдали,
Ты круче горбушку ему посоли.

Соли астраханскою солью. Она
Для крепких кровей и для хлеба годна».
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам,
Мы хлеба горбушку — и ту пополам!

Коль ветер — лавиной, и песня — лавиной,
Тебе — половина, и мне — половина!

От синей Онеги, от громких морей
Республика встала у наших дверей!

А. А. Прокофьев. Товарищ (1929).

9. От А. А. Фета к О. Э. Мандельштаму и А. А. Прокофьеву поэзия, несомненно деградировала. И если у О. Э. Мандельштама ещё кое-где можно встретить осмысленные фразы, то А. А. Прокофьев сполна свидетельствует, что его поэтическая Муза немудряще пошла и даже идиотична. Положенное на музыку стихотворение «Товарищ» имело шумный успех, не теряя, впрочем, в своей пошлости, вульгарности и окончательной дурости штукаря, составителя словес. Рассмотрим это стихотворение подробнее.

10.

Я песней, как ветром, наполню страну
О том, как товарищ пошёл на войну.

Запрос грандиозный. На целую страну. Правда поэтически исполним он лишь в том случае, если страна наполнена ветром. А ежели в ней тихо, то и наполнение страны песней окажется тщедушным. Тут слышна аллюзия на блоковский

Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!

Но у А. А. Блока ясно сказано о ветре, а у А. А. Прокофьева песня обусловлена ветром, а есть ли ветер, ясности для читателя нет.

11.

Не северный ветер ударил в прибой,
В сухой подорожник, в траву зверобой…

Не северный? А какой ветер ударил? И ударил ли? И ветер ударяет? Он способен на такое? Ударил и в прибой, и в подорожник? И даже в зверобой? Скажите, какой универсальный!

12.

Прошёл он и плакал другой стороной,
Когда мой товарищ прощался со мной.

Так это ветер прошёл и плакал? Ветры плачут? Может, автор имел в виду дождь? Или он вой ветра представил как плач? И если ветер прошёл другой стороной, не этой, зачем его вспоминать? Для чего о нём, потустороннем, писать?

13.

А песня взлетела, и голос окреп.
Мы старую дружбу ломаем, как хлеб!

И тут, когда на другой стороне плакал ветер, взлетела песня. И даже голос её окреп. Вот только недолга: сломана старая дружба, сломана как хлеб. Наверное, это траурная песня по сломанной дружбе?

14.

И ветер — лавиной, и песня — лавиной…
Тебе — половина, и мне — половина.

Нелепость крепнет. Каждому по половине дружбы. И каждый останется при своей…

15.

Луна словно репа, а звёзды — фасоль…

Очень поэтично. И так вегетариански!.. Но пора переходить и к кулинарно обработанным изделиям. О них мы имеем совершенно вульгарное обращение поэта к матери своего товарища.

Спасибо, мамаша, за хлеб и за соль!
Ещё тебе, мамка, скажу поновей:
Хорошее дело взрастить сыновей…

Мамаша, мамка… Какое-то панибратски-скотское обращение с женщиной, существенно старше вас, Александр Андреевич. Не находите?

Дальше у нашего поэта идут новеллы: «скажу поновей». А что за новость? «Хорошее дело взрастить сыновей…» Прямо огорошил такой-то новостью. Приходится констатировать очевидное: здесь автором проявлено поэтическое бессилие. Так сказать, собственное признание.

16. И сразу за этим мы находим более полную характеристику этого семейного бизнеса по выращиванию, как «мужающих телят» (А. П. Платонов), сыновей,

Которые тучей сидят за столом,
Которые могут идти напролом.

И какова их судьба, напролом идущих и тучей сидящих, то есть в движении и покое?

И вот скоро сокол твой будет вдали,
Ты круче горбушку ему посоли.

Как поёт Филипп Бедросович Киркоров,

Улетай, туча, улетай, туча, улетай!
Улетай, туча, улетай!

Вот и эта туча скоро улетит, только горбушку прихватит.

17. Дальше идут кулинарные изыски для сокола-тучи, вовсе не медведя.

Соли астраханскою солью.

Астраханская соль? Есть такая? Не усть-сысольская? Не сольвычегодская? Ну, есть пристрастие именно к астраханской соли — и ладно.

Но почему она

Для крепких кровей и для хлеба годна.

Для кровей? Крепких? А заодно и для хлеба? Какие странные сочетания… И соли из других мест уже не годятся?

18.

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам,
Мы хлеба горбушку — и ту пополам!

В знак дружбы разделить краюху хлеба. Казалось бы, единственно осмысленное двустишие. Единственно... Но и тут: о каких волнах идёт речь? Радиоволнах? Электромагнитных? Морских волнах? Озёрных онежских? Стоячих? Волнах житейских? Волнениях душевных? Может, товарищ пошёл служить на флот и волны всё же речные или морские? Так это надо поэтически уточнять...

Оля сидела в носу.
Венчик плела васильковый.
Вова смотрел ей в глаза,
Взгляд её был невесёлый.

Это из другой песни. Но столь же неудачной. Нос, глаза... Если не пояснять, поэтически пояснять, что имеется в виду нос лодки и как в этой лодке появились васильки и Вова, Оля предстанет совершенно нелепым и смешным созданием.

19. Но дальше от осмысленности поэт вновь отходит.

Коль ветер — лавиной, и песня — лавиной,
Тебе — половина, и мне — половина!

Какая связь между лавиной ветра, лавиной песни и дележом хлеба поровну? Ох, уж это «коль»!

20. Завершается поэтическая нелепость сбоку бантиком:

От синей Онеги, от громких морей
Республика встала у наших дверей!

Прощался с товарищем, матери его наговорил всякого в неадекватном возбуждении и тут — республика!

Причём «республика встала». И встала она «от синей Онеги до громких морей». Это надо запомнить — от синей до громких. Очень поэтично. Очень! Ещё бы уточнить: от пресной до солёных… Но это уже будет по-лукрециевски эпично. А тут у нас лирика!

В целом это неумолимое явление республики стране в тот момент, когда люди прощаются, солят и дают горбушку хлеба в дорогу, каковую горбушку поэт норовит уже впоследствии, за порогом материнского дома, располовинить, похоже на атаку фестончиков просто приятной дамы, Софьи Ивановны, на женское сознание у Н. В. Гоголя в «Мёртвых душах»:

«Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики».

21. Как по-разному Бог наполняет умы и души людей поэтическими талантами. Иному достаётся и вовсе ничего…

2022.12.28.