Думаю, что многие из вас за последние несколько месяцев хотя бы один раз видели заметки блогеров, посвящённые трамвайным путям, которые когда-то находились на 1-ой Советской улице (ранее 1-ой Рождественской ул.) в Санкт-Петербурге.
Трамваи, двигаясь по этому участку пути, далее выходили на площадь Восстания, проезжая... сквозь гостиницу "Октябрьская" (в то время доходный дом Эссен-Стенбок-Фермора, в котором размещалась гостиница "Большая Северная").
Самое популярное в сети и, наверное, единственное фото-подтверждение данного факта.
О нём впервые пару месяцев назад узнал и я. Поэтому на днях решил съездить на место, чтобы посмотреть в реальности как всё это могло выглядеть.
Арок как таковых с Лиговского проспекта, конечно, я не увидел, но их легко вычислить по фасаду здания (две пары спаренных окон - это те самые видоизменённые арки, через которые когда-то выезжал паровой трамвай).
Судя по старой фотографии, к 1920-ым годам рельсы уже сняли. Арка видна, но трамвайного движения через неё уже нет. Это вид в сторону нынешней площади Восстания.
Однако в 1930 году, как считается, на время реконструкции трамвайной развязки на площади Восстания, через арку вновь временно пустили трамваи. Хотя некоторые считают, что эта линия была временно построена для строительных нужд, проводимых на этом участке. На фотографии 1-ая Рождественская улица (нынешняя 1-ая Советская ул.)
Ниже на фото та же самая улица в настоящее время. Справа уже снесен один из домов (низенький). На дальнем плане видны трамвайные арки.
Мне кажется, кстати, что именно здесь было бы уместно поставить памятник трамваю, а не карете, которая была недавно установлена в этом месте. А можно совместить и то, и другое. Трамвай поставить ближе к аркам. Места достаточно. Да и улица после современного ремонта была задумана как пешеходная. Арт-объекты исторические её бы только украсили. Но сейчас многие противо-автомобильные столбики уже сломали и теперь здесь частенько ездят машины...
Подойдём к аркам поближе.
Как считает автор статьи, окончательно трамвайные пути были демонтированы в 1931 году. Это случилось сразу после завершения реконструкции трамвайной развязки на площади Восстания. И больше к теме трамвайного движения в этом месте руководство города не возвращалось. А со временем заложили и арки со стороны Лиговского проспекта.
А вот со стороны 1-ой Советской улицы, к счастью, они сохранились.
А вот так выглядела схема движения трамваев в период с 1907 по 2007 год (общим видом). Ниже покажу нашу линию поближе. А если вы хотите поразглядывать оригинал этой карты,то нажимайте сюда (там можно сильно увеличить).
А вот и поближе.
На ней любитель петербургско-ленинградских трамваев из Германии Robert Leichsenring отмечает, что наша линия функционировала по 1951 год. То есть несмотря на мои отсылки выше к информации о том, что линия была разобрана в 1931 году и больше не использовалась, Роберт говорит, что линия в каком-то виде всё-таки существовала вплоть до 1951 года.
Поэтому, будете гулять в тех местах, обязательно сделайте памятные фотографии!
Адрес: Невский пр., д. 118/1-ая Советская ул., д. 4
Координаты: 59.931863, 30.362433
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы я знал о ваших желаниях) и пишите о том, что хотели бы узнать ещё! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!