«Если господин в смокинге, сидящий в хорошо натопленной библиотеке в своем лондонском особняке, в состоянии понять, что жизнь дается лишь раз, и она несчастна, убога, отвратительна, жестока и коротка, то как может отрицать это человек, который в холодной ночи тащит сани, нагруженные мороженым мясом и шкурами, через безымянный остров к замерзшему морю, под беснующимся небом, в тысяче и более миль от любого цивилизованного очага?»
Я с подозрением отношусь к распиаренным писателям и книгам. Совсем уж недоверие вызывают писатели, которые с упоением пишут про эпоху, в которую не жили. Хотя, одно дело, когда про эту эпоху пишет какой-нибудь Прилепин, и совсем другое дело, когда пишет Акунин.
Сидел я вечером и искал себе ужасы почитать. А надо сказать, что если глянуть глобально, то с ужасами вообще беда, ибо все на свете ужасы сводятся к таким «бу!» шаблонам, как:
1) Мертвая девочка
2) Мертвая женщина
3) Маньяк
4) Просто зомби бесполый
5) Две мертвых девочки
6) Мертвый мальчик
7) Вампиры, оборотни и прочая шляпа.
И там и сям в топах мелькало «Террор», «Террор», «Террор»…
Что за пошлое название, думал я, а обложка напоминает то ли мобильную игру, то ли оформление игрового автомата. Но про путешествия, надо почитать…
Собственно, книга основана на вполне себе реальной истории пропавшей экспедиции сэра Джона Франклина в Арктике в 1845-1847 гг.
Первые пару часов я недоумевал, размышляя, а что я вообще читаю: то ли это учебник по навигации для гардемаринов 19 века, то ли методическое пособие для кладовщиков и начальников складов. Ну, какое-то совершенно невероятное количество мелких деталей, из которых и плетется эта коварная сеть, которая потом с головой утаскивает тебя во льды на борта кораблей «Террор» и «Эребус». Я не могу вспомнить ни одной книги со столь глубокой, пронзительной, искренней и мрачной атмосферой. Есть уйма великих книг, но здесь важна именно глубина, читая «Террор» ты проваливаешься много глубже последнего круга дантова ледяного ада.
После этой книги Вы погрузитесь на долгие недели в размышления и отчаянье, станете потерянным для всех, а главным делом, для себя. Потому что, читая, невозможно не быть там, во льдах, с погибающим экипажем кораблей. Режущий ледяной ветер будет срывать обрывки кожи, сгоревшей н а Солнце часами раньше, гангренозные ноги будут уже не болеть, а просто чесаться и булькать гноем в невысыхающих ботинках с гвоздями на подошвах. И вместе с экипажем Вы будете знать, что куда бы не шли - Вы придете к страшной гибели. Ледяное одиночество, где одни теряют весь духовный багаж ценностей, а другие, зараженные голубым яростным огнем Крозье, начинают пылать библейским добром, отвагой, милосердием.
Это первая книга в моей жизни, прочитав которую, я не могу сказать хорошая у нее концовка или нет. Здесь настолько все уникально и многогранно, что можно тысячу раз перечитать роман, и все равно каждый раз резать себя по живому.
Книга-как вино. Не важно, как ты его пьешь, важно какое послевкусие. Здесь оно ледяное. И поразительно-волнующее ощущение от того, что ты прикоснулся к действительно гениальному труду и гениальной истории, написанной Симмонсом.
Террор-это книга. Книга-это террор. Террор твоей души. Настоящим ужасом. Ужасом полярной тьмы и безысходностью без начала и конца.