- А расскажи мне еще одну сказку, бабушка! – Кристина с мольбой в глазах посмотрела на Викторию Павловну.
- Нам завтра рано вставать, ты не забыла? Если не уснешь сейчас, то утром будешь плохо себя чувствовать. Закрывай глазки, зайка.
Пенсионерка ласково погладила внучку по волосам и поцеловала в лоб. Уже два часа эта маленькая вредина заставляет свою бабушку читать сказки. Кажется, ее совсем не волнует, что время уже перевалило за одиннадцать часов.
- Последнюю, пожалуйста! – не унималась она.
- Обещаю, завтра я расскажу тебе столько сказок, сколько захочешь. А сейчас пора спать.
Малышка обиженно вздохнула, но смирилась с поражением.
- Завтра ты расскажешь мне все сказки, которые знаешь! Спокойной ночи, бабуля. Я люблю тебя, - девочка обняла Викторию Павловну своими маленькими ручками.
- Спокойной ночи, моя пташка. Я тоже тебя люблю.
Она встала с кровати внучки и уже собиралась покинуть комнату, как Кристина вновь заговорила.
- Бабушка, а если ты меня любишь, то почему мама нет? Я ее чем-то расстроила? – детский голос дрожал.
Сердце сжалось от боли. Больше всего на свете Виктория боялась того, что внучка начнет чувствовать себя плохо из-за отсутствия материнской любви. Она старалась компенсировать все это, но разве можно выдернуть из сердца ребенка родную маму? Нет, и в глубине души Виктория Павловна это знала, хоть и пыталась отрицать. Радовало лишь то, что внучка особо не интересовалась тем, кто ее отец и где он.
- Что ты такое говоришь? Разве ты могла кого-то расстроить? Девочка моя, мама любит тебя. Просто она много работает. Совсем времени нет, - слукавила она.
- Но она же вернется к нам, да? – с надеждой спросила Кристина.
- Конечно, куда она денется. Спи, солнышко. Завтра тебя ждет насыщенный день.
Девочка слабо улыбнулась, но все-таки укуталась в одеяло и отвернулась к стенке. Виктория Павловна простояла в комнате внучки еще пару минут, а потом медленно вышла, закрыв за собой дверь. Настроение у нее было ужасное. Впрочем, не удивительно. Последние несколько лет мысли ее омрачались, стоило кому-то упомянуть Ольгу. Дочка раз за разом совершала ошибки, платить за которые приходилось всему ближнему окружению. Она не умела брать на себя ответственность за проступки, да и не хотела этого делать. Куда проще было впутать других людей, способных оказать помощь. Это проявлялось даже в ситуации с рождением Кристины. Понимая, что не сможет уделять много времени дочке, Ольга оставила ее собственной матери и укатила в другой город. Ей, видите ли, нужно было налаживать личную жизнь.
В детстве Оля была чудным ребенком.
- Мамочка, я всегда буду рядом. Я очень сильно тебя люблю, - постоянно вторила девочка, заставляя мать сиять от счастья.
Если бы Виктория Павловна знала, что ее дочка с возрастом станет совсем другим человеком… Холодным, эгоистичным и готовым идти по головам ради собственной выгоды. Женщина винила себя за то, что упустила момент, когда дочка стала меняться. Будь она чуточку внимательнее, все могло бы сложиться иначе: Ольга бы не попала в сомнительную компанию, не стала бы встречаться с парнем ни во что ее не ставившим. И ведь именно этот негодяй сломал ее девочку! Это он внушил Оле, что любви не существует. А она глупая была, молодая, вот и поверила. Забеременела от него, но ничего у них не сложилось. К Ольге молодой человек ничего не чувствовал, а про ребенка и слышать не хотел…Эх, сколько раз Виктория Павловна пыталась открыть дочке глаза на правду, но так ничего из этого и не вышло:
- Ну не глупи! О чем ты говоришь? Любовь существует, это даже не обсуждается! Вот родители же любят своих детей?
Оля демонстративно закатила глаза. Эта ее привычка никогда маме не нравилась.
- Может, прекратим этот бесполезный разговор? Ты же взрослая женщина, а все в сказки веришь! Нет никакой любви. Люди сами себе внушают, что жить друг без друга не могут, а потом страдают. А любить детей совсем не обязательно. Если есть возможность – нужно заботиться о них. Не более.
Не любила Оля мусолить эту тему, а вот ее мать все никак не отставала. Боялась, что такие взгляды на жизнь дочку до добра не доведут. И, как оказалось, не зря… Ольга бегала от одного мужика к другому, желая найти лучший вариант.
Пенсионерка тряхнула головой, стараясь отогнать навязчивые мысли. Совсем не хотелось перед сном переживать, а то вдруг плохо опять станет. Кто тогда поможет? До соседей Виктория не дойдет, а Кристина испугается и плакать начнет. Только вот даже это не помогло отвлечься. Мозгом она понимала, что должна дочку из головы сейчас выбросить, а вот сердце, ноющей болью, напоминало о материнских чувствах... Женщина и сама не поняла, как начала плакать. Горькие слезы обжигали лицо.
Прошло время, в соседских окнах уже не горел свет, а Виктория все сидела на кухне, не в силах справиться с собственными эмоциями… Как же все-таки тяжело быть мамой! Твое сердце целиком и полностью принадлежит детям, даже если они делают все для того, чтобы разбить его вдребезги. Взглянув на часы, женщина охнула. Она и подумать не могла, что так долго просидела в одиночестве, погружаясь в воспоминания. Виктория сделала глубокий вдох и вытерла слезы, застывшие на щеках. Пенсионерка отправилась спать, надеясь на то, что после такого выплеска эмоций, ей не станет плохо.
- Бабушка, мы правда в цирк идем?! – внучка скакала вокруг Виктории Павловны и хлопала в ладошки.
- Конечно, стала бы я тебя так разыгрывать. Только ты немного успокойся, а то еще не запустят нас.
Как же сильно она хотела обрадовать внучку! Поход в цирк женщина запланировала пару недель назад. Так уж получилось, что именно тогда Кристина стала все чаще интересоваться своей мамой, которая периодически звонила. Внучка задавала вопрос за вопросом, желая узнать родительницу лучше. Конечно, ее бабушка старалась отвечать так, чтобы не задеть детские чувства, но разве получится сделать это идеально, когда дело касается столь деликатного вопроса?
Признаться честно, Виктория Павловна надеялась на то, что поход в цирк отвлечет Кристину от самого главного: от обещания Ольги приехать на день рождения. Девочка никого не пригласила на праздник. Хотела целый день просидеть дома, ожидая маминого приезда. Кристина задыхалась от радости, когда мать сообщила эту новость:
- Мамочка, я так жду тебя! Я буду самой лучшей дочкой, ты только приезжай! Всех-всех своих кукол тебе покажу! Бабушка тоже скучает по тебе, - девочка прижала телефон ближе к уху и заговорила тише, - Она твои фотографии позавчера разглядывала и плакала. Приезжай скорее, мы любим тебя.
Виктория уже тогда знала – обещание не будет выполнено. Пришлось срочно придумывать, чем скрасить этот день, чтобы он ассоциировался не только со слезами и горечью предательства. Сколько сил пришлось приложить, чтобы уговорить Кристину покинуть дом в свой день рождения! Она припиралась, говорила, что согласиться лишь в том случае, если с ними пойдет еще и мама. Однако Виктории удалось убедить внучку в том, что не обязательно дожидаться дома. Пришлось дать обещание: как только Ольга позвонит и сообщит, что приехала, они сразу же поедут домой! Только вот пенсионерка знала, что никто не позвонит, а вечером ей придется успокаивать расстроенного ребенка, разочаровавшегося в собственном родителе. Сердце болезненно сжималось от одной мысли об этом.
Кристина была в восторге! Она смеялась и обнимала бабушку. Девочка и подумать не могла, что цирк – это так круто. Большие глазки горели озорством.
- А знаешь, вот вырасту и стану клоуном! Они такие веселые! – внучка крепко обхватила руку бабушки.
- Может быть, лучше будешь дрессировщицей?
- Неет, мне животных жалко. Представь, как им не нравится в клетках жить.
Бабушка с внучкой медленно шагали по улице и разговаривали обо всем на свете. На душе Виктории Павловны было так тепло и легко, но как же страшно было осознавать, что скоро это закончится… Предчувствие не подвело.
- Мама не звонила больше, да? Бабушка, скажи правду… - тихо проговорила Кристина, - Она не приедет?
Ох, как отвратительно себя почувствовала Виктория в этот момент! Вот что она могла сказать ребенку, мечтающему об этой встрече? Сказать правду – жестоко, но и врать - нет смысла…
- Пташка моя, ну разве могу я знать, что у твоей мамы на уме? Жизнь – штука тяжелая. Может, случилось у нее что-то, вот и не звонит, - неумело отвертелась от вопроса Виктория Павловна. Только вот внучка совсем не глупая была, все прекрасно понимала…
- Она не приедет. Опять обманула меня, - Кристина уставилась на расстроенное лицо бабушки, - Все хорошо! Я совсем не переживаю из-за этого. Знаешь, я подслушала ваш с тетей Светой разговор. Наверное, маме правда нужно время для того, чтобы повзрослеть. Она обязательно полюбит меня, но не сейчас.
- Солнышко…
- У меня есть ты. Я знаю, что ты любишь меня, так будет всегда. И я тебя люблю.
Кристина улыбнулась, хоть в глазах и стояли слезы. Детское сердечко разрывалось от боли, но совсем не хотелось расстраивать бабушку. Девочка понимала, что эта тема болезненна не только для нее.
- Все у нас будет хорошо! И мама твоя обязательно одумается. Не переживай так, пташка.
Виктория Павловна пыталась убедить саму себя в том, что все действительно хорошо сложится в будущем. Ей так хотелось, чтобы дочка включила голову и перестала думать только о себе. Ну разве можно бросить собственное дитя и отправиться на поиски богатенького мужика? Пенсионерка не могла объяснить себе действия Ольги… Неужто совсем совести нет? Как можно выкинуть из своего сердца ребенка? На этот вопрос ответить Виктория не могла…
Шло время, Кристина взрослела. За плечами уже целых пять лет обучения в школе. Девочка училась очень хорошо. Ей нравилось быть лучшей в классе. Сама того не понимая, Кристина хотела таким образом привлечь внимание матери. Она страстно боролась за любовь Ольги, готова была на все ради того, чтобы услышать заветное: «Я горжусь тобой». Только вот ее мать была занята своими делами и почти не думала о дочке. Звонила она редко и лишь для того, чтобы попросить у Виктории Павловны денег.
- Возьмись за голову уже, тебе давно не десять лет! Возвращайся домой. Дочка нуждается в тебе. Зачем тебе эти мужики? Не найдешь ты богача! – из раза в раз твердила Ольге мать.
- Не нужно лезть в мою личную жизнь! Сама разберусь. Я попросила денег, если не хочешь скидывать – так и скажи, не морочь голову. Кстати, с мужчинами у меня все отлично. Поверь, пару месяцев и все изменится.
Верила ли Виктория Павловна в эти россказни? Нисколько… Пенсионерка была уверена в том, что Ольга плохо закончит, если не перестанет вести такой образ жизни. Но она не могла повлиять на дочку! И это морально убивало. Виктория чувствовала себя такой беспомощной, такой разбитой… И это состояние становилось только хуже, стоило лишь посмотреть на заплаканные глаза внучки. Единственное чего хотела бабушка – уберечь Кристину от боли.
Денег у Романовых было не так много. Муж Виктории, дедушка Кристины, умер несколько лет назад, сама женщина постоянной работы не имела. Летом продавала клубнику на рынке, а в остальное время приходилось довольствоваться пенсией. Только вот Ольгу, живущую в Москве, это совершенно не смущало. Виктория Павловна не знала, где дочка берет деньги на оплату квартиры, но вот на покупку продуктов и вещей приходилось скидывать ей. Ну не могла она отказать собственному ребенку, хоть и понимала, что Оля давно выросла и сама может себя содержать.
А потом свершилось чудо! Ольга познакомилась с богатым мужчиной. Уж не знала Виктория, какими манипуляциями пользовалась дочка, но та смогла привязать его к себе. Петр был готов на все: дарил дорогущие подарки, заботился, оплачивал квартиру, а уже через два месяца предложил съехаться и расписаться.
Виктория не понимала, что происходит. Сложно было поверить в то, что Ольга действительно добилась желаемого. Да, она была красивой, но неужели Петру хватило лишь одного этого качества, чтобы связать свою жизнь с ней? Ответа на этот вопрос не было. Да он и не нужен был. Единственное, что радовало – Кристина. К тому моменту она уже перешла в шестой класс и не ждала любовных проявлений от матери. Может быть, пыталась уберечь собственные чувства, а может, отчаялась… И тут мама стала появляться в ее жизни слишком часто: звонила, писала, присылала деньги и подарки. Сердце Виктории Павловны таяло:
«Ну неужто повзрослела моя девочка! За голову взялась!» - каждый раз думала она.
На дворе была зима. За окном падали снежинки, украшая землю белоснежным покрывалом. Кристина забежала домой так быстро, что даже немного испугала бабушку. Она была возбуждена и принялась целовать Викторию в щеки.
- Пташка моя, ты чего? Что-то случилось? – ласково, но с нотками волнения в голосе, спросила бабушка.
Кристина скинула с себя куртку и уселась напротив Виктории Павловны. Лицо ее озаряла улыбка, в глазах горел огонь. Не могла бабуля больше терпеть, любопытство распирало. Ей было жизненно необходимо узнать, что так взбудоражило внучку.
- Не молчи же! Что произошло?
Девочка бережно взяла руку бабушки в свою.
- Мама звонила. Она хочет забрать меня. Хочет, чтобы я переехала в Москву, представляешь?! – в голосе Кристины чувствовалась радость. Было видно, что ее распирает от счастья.
На мгновение сердце сжалось в тиски от тоски... Ну разве может Виктория отпустить любимую внучку так далеко? Как она будет засыпать по ночам, не мучаясь от одиночества и переживаний? Только вот чувства Кристины были для нее на первом месте. Пришлось подавить желание расплакаться.
«Она так ждала этого. Как я могу не поддержать? Нельзя все испортить. Моя девочка заслуживает счастья и материнской любви. А я уж как-нибудь справлюсь…»
- Какая прелесть! Ты же мечтала об этом! – с трудом Виктория Павловна выдавила из себя улыбку.
Как тяжело было вести этот диалог, понимая, что итог один – внучка оставит ее.
- Бабушка, я так счастлива! Поверить не могу в то, что она это предложила, - Кристина вскочила с кресла и принялась расхаживать по комнате, активно жестикулируя, - Я буду жить в Москве! Ни где-нибудь в другом городе, а в столице!
Виктория Павловна смотрела на сияющее лицо внучки, и тоска медленно отпускала. Плевать на собственные чувства, не маленькая – справится, а вот счастье Кристины – это то, что действительно должно стоять на первом месте. Ну как можно страдать, когда ее пташка искрится от переполняющих ее положительных эмоций? Женщина никогда не была эгоисткой и уж точно не собиралась становиться ей на старости лет, поэтому, когда внучка задала решающий вопрос, она не растерялась:
- Скажи честно, могу ли я уехать? Мне не хочется оставлять тебя, ведь мы обещали друг другу всегда быть вместе. Если ты не захочешь отпускать меня, я останусь. И совсем не обижусь, честно.
Виктория Павловна подошла к Кристине и заключила ее в объятия, стараясь насладиться этим моментом, запечатлеть его не только в памяти, но и в сердце. Когда ее внучка успела так повзрослеть? Бабушка даже не заметила этого…Для нее Кристина всегда будет маленькой девочкой, страстно любящей мармеладных мишек. Но дети растут, нужно научиться отпускать их, ведь иначе они никогда не станут по-настоящему счастливы.
- Пташка моя, даже не вздумай отказываться! Это же Москва – там столько возможностей! Ты просто не забывай про меня, звони почаще, - с нежностью произнесла Виктория. Она с трудом сдерживала слезы.
- Никогда не забуду, бабушка! Разве я могу? Ты – мой самый любимый человек, понимаешь? Я буду звонить каждый день, буду приезжать на каникулы!
Так они и приняли это решение…
Ох, как же тяжело было провожать внучку… Казалось, что кто-то вырвал сердце из груди. Но несмотря на эту душераздирающую боль, Виктория Павловна была счастлива за Кристину. Внучка была рада, что может быть важнее? Прощание было горьким. Глаза женщины покраснели, но она не давала волю слезам. Внучка же себя не сдерживала. Слезы текли по ее лицу, а бабушка, нежными прикосновениями пальцев, старалась стереть их. Все с этим переездом произошло так быстро, что Кристина не успела свыкнуться с тем, что придется прощаться с родным человеком.
Желая утешить внучку, пожилая женщина достала из сумки коробочку с браслетом. Она купила его на последние деньги и совсем не жалела об этом.
- Не нужно было, - сквозь слезы произнесла девочка.
Она открыла коробочку, и слезы потекли новым потоком. Браслет с птичкой покорил ее сердце. Крепко обняв бабушка, Кристина прошептала:
- Спасибо тебе, большое спасибо. Я очень люблю тебя.
- А я-то как тебя люблю, моя девочка.
И Кристина уехала… Уехала, оставив бабушку одну. Но Виктория Павловна была счастлива, ведь счастье ее напрямую зависело от внучкиного. А она знала, что в Москве ее девочке будет куда лучше. Душу грела надежда на то, что Кристиночка часто будет навещать ее, не забудет свою бабушку. А разве может она забыть? Любовь, которую дарят внукам бабушки и дедушки, нельзя заменить ничем. Она остается жить в сердце даже через года. Освещает жизнь в самые мрачные ее моменты. Виктория Павловна знала это, ведь даже она, будучи пожилым человеком, часто вспоминала морщинистые руки своей бабули, гладившие ее по голове и заключавшие в крепкие объятия.
Годы пролетели незаметно. Столько всего изменилось… А Виктория Павловна все также ждала внучку. Только вот Кристина приезжала очень редко. Она ужасно скучала по бабушке, но отдых в других странах, поездки с друзьями и учеба в университете занимали все свободное время. У нее было столько дел! Ну не могла девушка бросить все и сорваться в родной город. Не получалось и все… Кристина часто звонила бабушке. Благо добрые соседи научили старушку пользоваться сенсорным телефоном – подарком внучки, отправленным доставкой. За годы разлуки девушка лишь пару раз приезжала.
Дела Виктории Павловны в последнее время шли не очень хорошо. Возраст брал свое, здоровье стало подводить. Плохое самочувствие стало вечным спутником. Только вот внучке об этом знать было необязательно. Не хотела бабушка пугать Кристину лишний раз, да и Ольга была в курсе происходящего, а этого было достаточно. Дочка не горела желанием самостоятельно ухаживать за мамой, а поэтому пообещала нанять сиделку, если этого потребует ситуация. Петр настаивал на том, что тещу нужно перевезти в Москву, записать в лучшую больницу и поправить здоровье. Оля отмахивалась:
- Да не поедет она, пойми уже! По правде говоря, я уверена, что мама притворяется. Хочет, чтобы мы с Кристиной приехали, - отвечала она мужу на его идеи.
Виктория Павловна не грустила. Она просматривала фотографии, на которых внучка улыбалась… Они грели сердце. Близилось лето. Кристина поклялась, что приедет, и даже купила билет заранее. Только вот бабушка ее не дождалась… Не смогла в последний раз обнять свою девочку, не попрощалась с ней.
Кристина стояла около надгробия. Не так много времени прошло с того момента, как ее бабушка ушла навсегда. Боль сдавливала сердце, а по лицу текли слезы. Девушка теребила птичку на своем браслете и вспоминала свою бабулю. Как же сильно она винила себя за то, что так и не успела приехать к ней в этом году! Плевать на другие страны и на друзей – все это не имеет значения! Одна и та же мысль крутилась в голове: «Нужно было приезжать чаще».
- Мне будет так тебя не хватать, бабуля. Почему ты оставила меня так рано? – девушка провела ладонью по надгробью, - Мы обязательно встретимся вновь, я верю в это. Твоя пташка никогда тебя не забудет.
Было тяжело, но Кристина справилась. Научилась жить без ежедневных разговоров с бабушкой, без ее советов и улыбки, озаряющей все вокруг. Но она никогда не забудет ласковые прикосновения теплых рук… Пронесет эту любовь через года, не снимая с руки браслет, так напоминавший о беззаботном детстве и самом родном человеке.
Автор : Дарья Миронова