Найти тему
Юнкеръ

Филаретовский Катехизис.

Митрополит Филарет(Дроздов)
Митрополит Филарет(Дроздов)

Аннотация: Прошла зачётная сессия... прошёл зачёт по Катехизису...
"Катехизис? Что это вообще такое?" Сatechēsis(лат) - "оглашение" или "устное наставление". С апостольских времён этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину.
Но зачем я буду рассказывать Вам о данной дисциплине? Подойду к этому вопросу более с просветительской стороны, и расскажу о том, с кем в России и ассоциируется Катехизис, который могут также называть "Филаретовским".
Митрополит Московский и Коломенский, Филарет Дроздов.


Спомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

Это четверостишье принадлежит Филарету Московскому(Дроздову)  митрополиту Московскому и Коломенскому.

Начну издалека. Уже Павел Первый поставил категорическое условие: ВСЕ духовенство должно иметь соответствующее образование. Хватит плодить попов, которые не умеют писать, а молитвы читают "по памяти". Ту же политику продолжил император Александр Благословенный. К концу его правления в Российской империи было 2 Духовные Академии, 37 семинарий и 79 духовных училищ. Причем в училищах (помимо чисто церковных дисциплин) стали преподавать историю и географию. А в семинариях: философию, алгебру, физику, французский и древнееврейский языки.

В результате XIX век стал уникальным по количеству представителей Церкви, которые были не просто святыми, а высокообразованными людьми. Одним из них и был святой Филарет Московский (Дроздов).

Митрополит был выдающимся историком, философом, лингвистом, богословом. Писал стихи. Даже ответил стихотворно Пушкину. Богословские работы митрополита были переведены на немецкий, итальянский и французский языки. Он доказал католической и протестантской Европе, что в Русской Православной Церкви богословско-философская мысль не умерла. Как не умерла и историческая наука.

Но это был не просто церковный, но и государственный деятель. Лучше всего это понимал император Александр Освободитель. Именно его он потребовал к себе на помазание на царство. Великий митрополит короновал великого императора. Зная, что Филарет не разделяет идею отмены крепостного права, царь именно ЕМУ поручил редактировать Манифест 1861 г., даровавший свободу МИЛЛИОНАМ крестьян. С чем Дроздов прекрасно справился.

У святого была довольно редкая точка зрения на отношения Православной Церкви и Рима. Знаменита фраза святого: "Наши перегородки до неба не доходят". Иначе говоря: Он не будет всматриваться в детали богослужения на Страшном Суде. Важна будет жизнь человека.

Еще один интересный факт. Дроздов (как и, например, Великий Гос. деятель М.М.Сперанский) был сыном рядового священнослужителя.

Митрополитом он стал задолго до Александра Второго. Еще в день коронации Николая Первого. Так решил тогда император.

Принимал участие в создании храма Христа Спасителя. Лично переводил Новый Завет с церковно-славянского языка на русский, что тоже вызывало бурю недовольства. Особенно в Киеве.

Филарет приводил два аргумента в пользу перевода Библии. Первый: русский язык не менее красив, чем церковно-славянский. Второй: у нас и образованные-то люди не всегда понимают службу. А крестьяне вообще не вникают в то, о чем говорится во время чтения Евангелия.

В этом была трагедия святого: для консерваторов он был масоном и "западником", а для либералов - националистом и шовинистом. На самом деле - святой был просто патриотом своей страны и очень умным человеком.
Разносторонне образованного просветителя архиепископа (а с 1826 г. — митрополита Московского) Филарета, которого Декабрист Гавриил Батеньков предлагал ввести в состав будущего Временного правительства, боролся за укрепление авторитета Церкви и её большую независимость от государства и понимал необходимость повышения уровня образования — и духовного, и светского: «
Напрасно многие, наскучив учением, оставляют оное, ложно надеясь и без него достигнуть практики…»

Став в 29 лет ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, свт. Филарет начинает составлять развернутый православный Катехизис, который и по сей день, несмотря на архаичный для нашего времени слог, не превзойден в точности фраз, определений и формулировок. Различных вариантов Катехизисов довольно много, но именно труд свт. Филарета излагает догматы и канонические правила нашей веры во всей своей полноте. Именно его изучают воспитанники и студенты современных духовных школ.

Деятельность Филарета обширна и многогранна, она касается практически всех сторон жизни тогдашнего общества. Об этом говорит и его творческое наследие: собрание его сочинений, богословских трудов и проповедей составляют множество томов.

Самым блестящим периодом в истории Московской епархии считается именно то время, когда ею управлял митрополит Филарет Дроздов. Правящий архиерей Москвы было создал в полном смысле образцовую епархиальную структуру, где сочетание канонических устоев церкви, отвечавшее потребностям именно того исторического времени, сочеталось с христианской любовью к священно-церковнослужителям и прихожанам. Этот исторический пример актуален и злободневен и в день нынешний, когда идет реформирование церковного управления и уклада приходской жизни.

Особой заботой окружал митрополит тех представителей духовенства, которые даже при недостатке богословских знаний служили службу Божью «ради Иисуса, а не хлеба куса».

В 37 лет святитель становится членом Св. Синода (1819 г.), и с этого времени ни одно сколько-нибудь важного дела не решали без его присутствия, недаром еще при жизни Филарета величали определением «мудрый».

Неутомимая деятельность митрополита, среди которой он, по его собственным словам, отдыхал только «на разнообразии занятий», соединялась в нем с подвижнической жизнью, где пост, молитва и богослужение занимали главное место. Об этой любви к храмовой службе, к проповеди и общению с верующими ярко свидетельствует пример, когда святитель в течение 100 дней объехал все приходы громадной по территории Тверской епархии с ее многочисленными церквями и монастырями и в каждом из них совершил архиерейское богослужение с обязательной проповедью.

Именно во время этой стодневной поездке произошло одно из многочисленных чудес силою Божию от святителя исходивших:

У одного священника была сильно больна дочь. В это самое время, во время приезда святителя, ему было назначено было получить первую награду — скуфью от Высокопреосвященного Филарета. Получив ее и принимая святительское благословение, он просил Владыку помолиться об исцелении его дочери, а когда пришел домой то с верою положил полученную им скуфью на голову больной. Девочка скоро уснула и наутро была уже здоровой.
Подобных свидетельств множество и недаром Александр Пушкин в своем удивительном поэтическом диалоге с святителем Филаретом воскликнул:

«И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты».

Его биограф так передает слова, сказанные им незадолго до кончины: «Всякий во имя Троицы крещеный есть христианин, к какому бы он ни принадлежал исповеданию. Истинная вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души – в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в Греко-кафолической, Православной Церкви, так и в Римско-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, а скорбит о заблуждающихся и молится «о соединении всех»
Память святителю Филарету, канонизированному в 1994 году, совершается 19 ноября – в день блаженной кончины.

Закончить свой рассказ о Великом деятеле Православной Церкви хочу его же стихотворением.

КОГДА КРЕСТА НЕСТИ НЕТ МОЧИ
Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь!