Найти тему

Как меньше отвлекаться

Мир изобилует вещами, которые нас постоянно отвлекают, когда мы планировали заняться более полезным для себя делом. Это могут быть телешоу или компьютерные игры, видеоролики в Интернете или что-то еще. Сегодня многие обвиняют мобильные гаджеты и телефоны, которые стали неотъемлемым атрибутом повседневной жизни, что благодаря ним мы стали больше времени проводить в социальных сетях, различного рода мессенджерах — и ничего не можем с этим сделать. 

Тем не менее, это не настоящие причины того, почему мы начинаем поддаваться соблазняющим нас стимулам. Наше отвлечение обычно вызвано желанием избежать дискомфорта, в том числе скуки, страха и беспокойства, или выполнения запланированных рутинных задач – одним словом, всего, что не дает нам ощущения ценности собственного времени. Секрет того, чтобы оставаться сосредоточенным в такие моменты, заключается не в том, чтобы просто воздерживаться от соблазна — вы просто найдете другое отвлечение более «притягательное» для вас — а в том, чтобы изменить свой взгляд на саму задачу, от которой вы «бежите».

Ян Богост*, изучая мир развлечений, которые создают видеоигры в Технологическом институте Джорджии, делает несколько смелых заявлений, которые бросают вызов тому, как мы думаем о развлечениях и играх. «Развлечение, — пишет он, — оказывается увлекательным занятием, даже если оно не приносит большого (или какого-либо) удовольствия».

Разве развлечение не должно быть приятным? 

Не обязательно, — говорит Я. Богост. Отказываясь от наших представлений о том, каким должно быть удовольствие, мы открываем себя для того, чтобы по-новому взглянуть на нашу повседневную деятельность. Он показывает, что игра может быть частью любой сложной задачи, и хотя игра не обязательно должна доставлять удовольствие, она может избавить нас от дискомфорта, который является основным фактором, отвлекающим наше внимание.

Используя знания о побудительных причинах нашей склонности отвлекаться, когда нам некомфортно, переосмысление «трудной» работы с точки зрения развлечения может оказаться невероятно продуктивным делом. Представьте, насколько сильным вы бы себя почувствовали, если бы смогли превратить тяжелую, сосредоточенную работу, которую вам приходится выполнять, в нечто похожее на игру.

-2

Возможно ли это вообще? 

Да, возможно! Но, скорее всего, это будет действовать не так, как вы изначально думаете.

Не приукрашивайте работу

Мы все слышали совет добавить «ложку сахара» и превратить работу в игру. Я. Богост считает, что это мнение ошибочное. Он утверждает, что такой подход «рекомендует прикрывать или замаскировать тяжелую работу». На самом деле мы не можем развлекаться просто потому, что недостаточно серьезно относимся к вещам и «посыпка сахаром» достаточно серьезных вещей вас не спасет. Удовольствие – это не столько сопутствующее на старте чувство, сколько выхлоп, возникающий, когда человек начинает относиться к чему-то с достоинством и ощущает свое прямое участие.

Развлечение и веселье, по мнению Я. Богоста**, является результатом сознательного манипулирования знакомой ситуацией, но несколько по-новому. Таким образом, эффективным вариантом действий станет сосредоточение на самой задаче. Вместо того, чтобы убегать от сопутствующего неудовольствия или использовать приятные награды, такие как призы и угощения, чтобы мотивировать себя, стоит обратить свое внимание на саму задачу, чтобы обнаружить новые вызовы или провокации, которых раньше не замечали. Эти новые задачи дают возможность привлечь наше внимание к деятельности и сохранять концентрацию, даже когда появляется соблазн отвлечься.

Телевидение, социальные сети и другие коммерческие медиапродукты выступают безусловными отвлекающими факторами, которые используют переменные вознаграждения, подобно игровым автоматам, чтобы поддерживать нас в постоянном потоке новизны. По факту, мы сами можем использовать эти же методы, чтобы сделать любую наше дело более приятным и привлекательным. 

Даже в самых утомительных задачах есть всегда что-то новое

Обращайте пристальное, даже с первого взгляда абсурдное внимание на привычные для вас вещи. Допустим, вы занимаетесь стрижкой газона и вас эта работа совсем не привлекает. Посмотрите на то, как на нем растет трава, какие есть «вредные» растения. Создайте воображаемую игровую площадку, в которой имеются ограничения и возможности. Например, что может при учете местных погодных условиях делать или не делать различное оборудование, которое вы используете. Работа в условиях ограничений – ключ к творчеству и развлечению. Найти оптимальный способ использования возможностей газонокосилки или побить рекордное время – это еще одни способы создания воображаемой игровой площадки.

-3

Хотя научиться получать удовольствие от стрижки травы может показаться непростой задачей, люди находят удовольствие в широком спектре занятий, которые поначалу могут показаться не особенно интересными. Представьте себе увлеченного кофе бариста, который тратит несоразмерное количество времени на приготовление идеального напитка, или любителя автомобилей, который трудится бесчисленное количество часов, настраивая свою машину, или мастера, который кропотливо создает замысловатые изделия из дерева для своих благодарных клиентов. Конечно, эти люди вовсе не считают эти занятия утомительными; для них это самые увлекательные и удивительные вещи во всем мире. Но вы можете попробовать применить их мышление — их любовь к мелочам, их гордость за мастерство, их вечное стремление к лучшему — к некоторым из ваших самых «страшных» задач.

Что касается меня, я научился оставаться сосредоточенным на иногда утомительной работе по разработке научно-исследовательского проекта и статистическом анализе больших данных, находя в этом тайну. Я работаю и пишу, чтобы ответить на интересные вопросы и найти новые решения старых проблем, используя популярный афоризм, «Лекарство от скуки – любопытство. От любопытства нет лекарства». 

Многие из вас, найдя свое удовольствие, смогут также увлеченно выполнять свою работу, не отвлекаясь так, как раньше.

***

Автор материала: Сипягин Дмитрий Вячеславович, кандидат психологических наук.

Буду крайне признателен за оставленный отзыв. Записаться ко мне на психологическую консультацию и курс психокоррекции можно по ссылке: https://psyon.pro/psy?id=286

* Ian Bogost, Persuasive Games: The Expressive Power of Videogames (The MIT Press) Paperback – August 13, 2010

** Ian Bogost, Play Anything: The Pleasure of Limits, the Uses of Boredom, and the Secret of Games, Kindle Edition, 2016

1 просмотр