Найти тему
soullaway soullaway

Дядя Фёдор Чистяков, ставший каким-то дедушкой.

К группе «Ноль» я на протяжении долгих лет относился с симпатией. Впрочем, чего это я пишу в прошедшем времени? Мне и сейчас творчество того периода Фёдора Чистякова близко и понятно. Это был уникальный проект имеющий русские корни и при этом содержащий в себе неисчерпаемый запас настоящего рок-н-рола. Ну, такого рок-н-рола, когда всё словно катится с горы и не имеет шансов остановиться. Да пожалуй, именно такую музыку и играл когда-то в юности Фёдор Чистяков. И возможно именно за эту отвязность ему и пришлось заплатить душевным здоровьем. Все ведь мы знаем, что всё имеет цену. В случае лидера группы «Ноль» цена оказалась столь запредельной, что от прежнего музыканта не осталось вообще ничего.

История группы «Ноль» в частности, да и вообще в целом того периода в истории русского рока дело занятное, но об этом написано и без меня великое множество текстов. Я же хотел тут поговорить как обычно о личном восприятии этого коллектива и неугомонного вокалиста. Дело в том, что я не застал расцвет группы и начал подробно слушать «Ноль» вообще в нулевых годах. То есть вы понимаете, что от Чистякова 80-х и начала 90-х годов уже к тому времени ничего не осталось. Однако друг подогнал мне кассету из серии «Легенды русского рока» и понеслась.

«Школа жизни» и «Танго» до сих пор являются для меня примерами того как можно играть русский рок и быть непохожим ни на кого. Если же брать альбомами, то тут, конечно же, стоит вспомнить диск «Песня о безответной любви к Родине». На мой вкус на этой пластинке группа в целом и Чистяков в частности достигли кульминации своего развития. Далее же вся история пошла по нисходящей. Пожалуй, это нормальное явление для любого коллектива, но кто-то умудряется идти дальше, а кто-то нет. В случае группы «Ноль» мы видим, что попытки идти дальше хоть и предпринимались, но каких-то невероятных результатов не принесли. Впрочем, ещё один диск у Фёдора я бы всё же отметил бы.

-2

Уже после своих скитаний по тюрьмам и психиатрическим лечебницам в середине 90-х Фёдором была предпринята попытка воссоздать группу. Результатам тех попыток является концертный диск «Что так сердце растревожено». Не могу объяснить, чем именно мне нравится эта сборная запись, но почему-то местами она кажется трогательной. Чистяков вроде открещивается от всего прежнего творчества, но и не петь ту же «Человек и кошку» не может. Публика-то именно этого от него ждала. Любимая же песня с того диска это «Ехали по улице трамваи». Там группа смогла достичь какой-то запредельной трогательности. Правда тогда же и стало очевидно, что прежнего «Ноля» больше не существует.

Меня миновали все эти разочарования, потому что с дискографией Чистякова я начал знакомиться уже в этом столетии. И соответственно ничего не ждал от него. Да, в ознакомительных целях я прослушивал его новые записи, но всё что он делал после распада «Ноля» не вызывало никаких эмоций. Вроде и сыграно всё профессионально, и звук хороший, но что-то из его музыки навсегда ушло. Ушло что-то важное, что и вызывало все эти симпатии. Потому, когда несколько лет назад Чистяков решил уехать в Америку я не удивился. Да и не переживал по этому поводу. Всё равно же ничего стоящего я от Фёдора уже не ждал.

-3

В итоге сейчас мы имеем человека, который когда-то смог стать легендой нашего рока, но сейчас он занимается другой музыкой. И все его современные записи лично у меня вызывают какую-то скуку. Как музыкант он, несомненно, вырос, по части текстов Чистяков никогда и не был большим поэтом, но сейчас всё что он записывает какое-то пресное. Какое-то предсказуемое и оно не удивляет.

Конечно же, в 16 лет куда проще испытывать удивление от записей, чем в 30. Но дело в том, что какие-то группы-то и до сих пор выдают любопытный материал. Чистяков же как-то резко состарился, и из дяди превратился в ворчащего деда. Он не спекулирует на своём прошлом, не пытается корчить из себя рок звезду, как делают некоторые его коллеги по цеху, но от этого легче не становится. Скорее слушая его современные песни, испытываешь какую-то лёгкую и щемящую грусть. Видимо уже 25 лет назад он понимал, что никогда не сможет быть прежним, отсюда, и взялся тот диск «Что так сердце растревожено». Им он провёл некую черту между своим ранним и поздним творчеством.

-4

С другой стороны кому-то наверняка нравится всё, что он делает сейчас. А может быть кто-то, слушая его новые песни, испытывает лёгкую ностальгию по своей юности. Я же выбирая между дедушкой Фёдором и юным дядей, предпочту всё же второй вариант. Тогда, во всяком случае, он играл настоящий заводной рок-н-рол.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.