В конце года очень тянет порассуждать о будущем. Хотя эксперты наперебой советуют уменьшить горизонт планирования, мне бы хотелось поговорить о компетенциях, которые будут востребованы уже через три года.
В сериалах «Черное зеркало», «Люди», «Мир дикого запада» нарисованы разные картины грядущего. Но думаю, каждый из нас понимает, что в этом процессе ничего не происходит бесконтрольно. Слишком много в нём интересов большого бизнеса, чтобы ослабить контроль над ситуацией.
Мои корпоративные проекты тесно связаны с персоналом - мотивацией и развитием. Поэтому это не праздный для меня вопрос. На днях я познакомилась с очень интересным исследованием, подготовленным по инициативе Сбербанк «Россия 2025 – от кадров к талантам» о компетенциях, востребованных в недалёком будущем.
Особенностью этой работы стала масштабность и представительность участников опроса. Около 100 глубинных интервью с высшим руководством крупнейших российских организаций-работодателей из 22 отраслей - это почти 4 млн рабочих мест. С представителями советов директоров и акционеров, руководителями и их заместителями по стратегическим и кадровым вопросам, HR-директорами, а также с представителями органов государственного управления, системы образования, малого и среднего бизнеса, стартапов, деловых объединений, российскими и международными экспертами в области развития человеческого капитала.
Эксперты крупнейших компаний и уважаемых организаций BCG, Сбербанк, RosExpert|Korn Ferry, Global Educational Future, Wordskills Russia, НИУ-ВШЭ сформировали перечень компетенций, которые работодатель захочет видеть уже практически завтра. Они состоят из трёх блоков: цифровые навыки, коммуникационные и когнитивные
Самые многочисленные - это когнитивные навыки.
Они включают в себя:
Саморазвитие
Организованность
Управленческие навыки
Достижение результатов
Решение нестандартных задач
Креативность
Критическое мышление
Адаптивность
Совокупно именно эти навыки, помогут нам побороться с искусственным интеллектом за своё место под солнцем хотя бы в горизонте ближайших трех лет.
Практика показывает, что эти компетенции будущего уже сегодня востребованы во многих российских компаниях. А в будущем нам предстоит ужесточение конкуренции с автоматическими системами и ИИ. Что мы сможем им противопоставить?
Мы явно проиграем в гонке скоростей, точности и тождественности. Наше конкурентное преимущество это развитие личностных, человеческих навыков, того, что делает нас людьми.