Всем привет, любители огнестрельных палок! Есть среди нас любители немецких машинок? Я точно знаю что есть. Что же, сегодня у меня для вас история очень интересного и очень узнаваемого автомобиля созданного для военных и не очень, целей. Не будем тянуть кота за хвост, погнали!
Кто не видел «кюбельваген»? «Кюбельваген» видели все, кто хоть раз смотрел старые советские фильмы про Великую отечественную, ходил в музеи, посвященные военной технике, или банально листал фотографии тех лет. Эта странно выглядящая машинка стала самой массовой в немецкой армии и получила столь непрезентабельное прозвище («лоханка») за свою специфическую форму кузова, при этом мало кто может догадаться, что к его созданию приложил свою руку Фердинанд Порше. Да, именно тот самый Порше, который основал фирму «Фольксваген» и, как ни странно, КБ имени себя, выпускавшее спортивные автомобили. Но как такое случилось, что такой человек стал создателем такого убогого на вид авто, а тут все просто. Дело в том, что в Германии был кризис и все хотели есть.
Создание «кюбельвагена» и почему сначала все было не так
Фюрер, не к ночи будет помянут, обещал немцам в середине 1930-х светлое будущее с личным домом, сытной жизнью и личным автомобилем в каждую семью. Именно это декларировали немецкие правители тех лет. Вот только экономическая ситуация была не из простых и когда в те же годы СССР активно закупал технологии и вовсю проводил индустриализацию, немцы лишь тоскливо смотрели на брюкву. Поэтому, чтобы хотя как-то выполнить предвыборные обещания, фюрер обратился к известному автомобильному конструктору Фердинанду Порше и сказал, что мол вот те госзаказ на создание дешевого авто и делай его как хочешь, но главное, чтобы стоил меньше 1500 рейхсмарок. Порше от такого немного выпал в осадок и попытался возразить, на что ему сказали, что нравится или не нравится, но делать надо иначе будет плохо.
Доктор Порше немного посокрушался про заскоки власти и принялся создавать свое авто, которое позже станет основным для компании «Фольксваген». Правда это будет уже после войны, да и компания будет уже в руках его сына. А пока конструктор творил, максимально удешевляя конструкцию и узлы. Все это происходило в период 1936 – 1939 годов. Вот только главный прикол заключался в том, что, когда комиссия принимала «народный автомобиль» туда понаехали военные, посмотрели на машинку и сказали: «Все конечно хорошо, но можно увеличить клиренс, повысить проходимость и повысить надежность?» Тут до Порше дошло, что под видом авто для народа подлая власть заставила его создать вездеход для армии.
Так оно и получилось. В довоенной Германии выпустили всего около 50 гражданских моделей Тип 82, а уже на момент начала Второй мировой начали создавать производственные линии на заводе с одноименном названием. Именно тогда в Германии появился завод «Фольксваген», который стоит до сих пор не раз перестроенный и переоборудованный. Военную «лоханку» выпустили тиражом в 50 тысяч копий и продолжали клепать вплоть до 1945 года. После войны машину опять пустили в серию, но это уже была другая история, название и судьба.
Конструктивные особенности немецкой «лоханки» Тип 82
Техническое задание было предельно простым и понятны, но сложным в реализации. Порше пришлось максимально удешевлять конструкцию, поэтому и был выбран столь странный по внешнему виду корпус, из тонкого металла с ребрами жесткости и клиновидной формой носа. Двигатель пришлось убрать в багажник, так как карданный вал стоил денег, а их не было. Багажник, наоборот, вынесли под капот и там же разместили топливный бак. Как ни трудно догадаться машина получилась заднеприводной и могла разгоняться до 80 км в час по шоссе. На дорогах «кюбельваген» чувствовал себя хорошо, а вот на пересечёнке начинались проблемы. Отечественное бездорожье сильно ударило по Тип 82, а Африканские пустыни привели пользователей авто в полный восторг.
Никакого бронирование на автомобиле не было даже в самых смелых мечтах немецких солдат и поэтому любая пуля или осколок легко пробивал корпус и залетал внутрь. Не способствовало защищенности и наличие брезентовой крыши вместе с отсутствующими боковыми стеклами. Их ставили отдельно после закрытия дверок. Лобовое стекло тоже складывалось вперед, а переднее место для пассажира снабжалось кронштейном для установки единого пулемета MG-34/42.