И Россия, и сам Запад. Настоящий Запад — это не полевевший Запад, а тот, что стремится к традиционным ценностям, которым всё меньше остается места в современной жизни.
Болельщики "Юнион" (Берлин) отмечают Рождество на своем стадионе, такая у них традиция. Можете представить подобное в России? А можете представить, как русские дальнобойщики, договариваясь о массовой акции протеста, читают "Отче наш"? Как ни копнешь Запад, какой бездуховный тамошний народишко ни возьмешь, так везде упираешься в христианство, традиции, крепкое гражданское общество (общины, ассоциации).
Да, это всё выморачивается, осуждается, просмеивается, но это есть и не хочет умирать. Когда станет ясно, что выбор европейских элит слишком дорого обходится, тогда вектор политики и экономики резко поменяется. Да, может быть слишком поздно для многих невинных людей, но это произойдет, потому что только большая беда открывает глаза на большие заблуждения. Это касается не только Запада, но и России, всего мира. Таков уж человек, который ослепляется, как ему кажется, безграничной свободой, за которой стоят те, кто ею прикрывает свои цели, в том числе и управление массами, и увеличение своего обогащения.
Крепкий фундамент возможен из религии и традиции, на котором обязательно должна быть наука, техника, технологии, развитие. Если только деньги и желание жить за чей-то счёт (например, конечного потребителя), то бесконечны переделы собственности, бесконтрольное потребление, падение морали, нравственности и т.п. А это всё не может не отражаться на государстве, обществе и любом другом институте.
Многие мыслители считали, что нужна конкуренция между государством и обществом, религией и наукой, мол, только тогда и может родиться хорошее будущее для человечества. Вот только получается, что конкуренция тоже должна быть управляемой, а иначе может и начаться война между разными институтами, ведь радикалов везде много, что чревато уже не обострением конкуренции, а самой настоящей враждой. Поэтому может сделать из институтов некий монолит? Но для этого нужно сознание того, что все люди, все институты в одной связке, части единого тела (той же Родины и Отечества). Не должно быть никакого противопоставления друг другу, а принятие того факта, что если не вместе, то гибель, долгая и мучительная, но гибель. Разве нет?