«Воронежские новости» продолжают публиковать рейтинг самых влиятельных людей Воронежской области. Ежедневно до Нового года мы будем публиковать список людей, которые, по мнению экспертов, оказывают существенное влияние на жизнь в регионе.
Весной 1992 года, когда еще никто не понял, что страны уже нет, в Польшу выехала делегация преподавателей Воронежского института искусств. Какова была официальная цель командировки теперь и не вспомнить. Но профессора и доценты ВГИИ ехали со своими инструментами. Потому что главным была работа в каком-то ресторане. Профессорский состав выписали по сходной цене – один доллар за вечер выступления и один доллар командировочных. Ну и, конечно, чаевые! В условиях инфляции в 2500% это был какой-никакой, а заработок. Организатором гастролей называли проректора ВГИИ, профессора Нестерова. В газете «Вечерний Воронеж» по этому поводу появилась заметка «Профессор, Мурку!»: «Подгулявшие польские паны предпочитают академическое исполнение». Профессора засмущались, прочитав про себя, и по иностранным кабакам больше на лабали. А их антрепренёр нашел себе новые способы заработка.
В 1995 году голландский концерн Philips купил за два миллиона долларов завод «ВЭЛТ», когда-то входивший в объединение «Электроника» и бывший крупнейшим производителем кинескопов и телевизоров в России. Голландцы ничего не стали инвестировать, но за четыре года неспешно уничтожили конкурирующее производство и «вернули» завод в госсобственность за один рубль. На месте цехов промышленного гиганта площадью 55 тысяч квадратных метров в 2009 году возник торговый центр «Максимир».
Председатель правления гражданского собрания «Лидер», владелец девелоперской ГК «Мегион» профессор и хозяин «Максимира» Борис Нестеров родился 20 января 1949 года в Воронеже. В 17 лет поступил в Воронежское музыкальное училище на проспекте Революции, которое теперь носит имя Растроповичей. Окончил его в 1970 году и продолжил свое музыкальное образование в Горьковской консерватории, по окончании которой был распределен в ВГИИ. За 19 лет преподавания защитил кандидатскую и докторскую, стал профессором, а затем и проректором по научной и учебной части. С 1994 года в бизнесе. Всего две строчки в официальной бизнес-биографии. 1994-1998 – президент компании АВА, с 1998 года – руководитель группы компаний «Мегион».
Нестерова не случайно называют самым закрытым бизнесменом Воронежа. За всю жизнь он так и не дал ни одного интервью. Впрочем, это его сугубо частное дело, ведь никаких государственных или выборных должностей он сроду не занимал. Купил, освободил от постояльцев, отремонтировал, впустил новых. И так по бесконечному кругу.
По адресам торговых центров, принадлежащих Нестерову, можно написать историю деиндустриализации Воронежа. «Видеофон» - знаменитые видеомагнитофоны ВМ-12 и ВМ 8220, мечта всех россиян в восьмидесятые. «Эталон» - оборонное предприятие и выпуск измерительных приборов, электронные уличные часы. «Энергия» - советская космическая программа «Буран». Теперь на козырном месте в центре города, где в ответ на американские «шаттлы» делали орбитальный ракетоплан, гламурные рестораны и офисы класса «люкс».
Конечно, участь похоронщика «Энергии» досталась благодаря СМИ Анатолию Шмыгалеву, но бенефициаром-то стал Нестеров. А скупал ли Анатолий Петрович акции у работяг на свои или под заказ, кто ж вам об этом скажет. Кстати, в советские времена в ВГИИ вместе с Нестеровым много лет преподавал знаменитый зять Шмыгалева Бронислав Табачников. Может быть, именно это знакомство и решило участь советского космического гиганта. По иронии судьбы Нестеров теперь считается промышленником. Ведь то, что осталось от «Энергии», он перенес на промплощадку «Эталона» на Пешестрелецкой. Впрочем, в развале промышленности Нестерова обвинить нельзя, он просто подобрал то, что плохо лежало. И сделал это лучше остальных.
Общая площадь торговых центров, принадлежащих «Мегиону», составляет 350 тысяч квадратных метров. Далеко не все сияют и сверкают. Тот же «Видеофон» -всего лишь система складских помещений, по внешнему виду мало отличающаяся от заброшки. Главная же забота Нестерова – застроить новыми зданиями, желательно - небоскребами, свободные земельные участки, оставшиеся от «Энергии». Это у него называется вторая очередь «Воронеж-сити». Первой было перепрофилирование и обшивка современными отделочными материалами цехов «Энергии». В прессу регулярно сливаются какие-то картинки будущих небоскребов. Каждый раз - разные. Почему стопорится дело? Может, даже со связями Нестерова, не все возможно решить в обход архитектурных и градостроительных правил. А, может, палки в колеса вставляют более влиятельные конкуренты. А, может, проблема в отсутствии инженерной инфраструктуры. А, может, кто-то во власти решил, что хватит нам в центре и «Мариотта».
До приезда Гордеева Борис Алексеевич был известен разве что в узких кругах. Сколько этих владельцев ТЦ?! Алексей Васильевич возвел его на пьедестал. Гордеев и Нестеров сошлись и характерами, и взглядами на жизнь. Нестерова в кругу миллиардеров признают за интеллектуала. Он начитан, хорошо разбирается в искусстве. Объехал Америку вдоль и поперек. Может быть, и не один раз. Просвещенный западник.
Придумка Гордеева – собрать всех богатеев в одну тусу и доить их их же собственными руками – сработала. Главным по сборам назначили Нестерова. Предложение, от которого сложно отказаться. Статус Нестерова взлетел до небес. Председатель профкома миллиардеров. Но каких-то прямых выгод из этого статуса Борис Алексеевич не извлекает. Новый губернатор Гусев продолжает пользоваться внебюджетными возможностями «Лидера» так же охотно, как и его предшественник. Только жадные с ослаблением хватки стали еще более жадными. Но десяток миллионов на негласную поддержку нужд бомбардировочной авиации с Бориса Алексеевича выжать еще можно.
Несмотря на всю свою непубличность, старые преподавательские привычки нет-нет, да и дают о себе знать. Нестеров любит выступать с разного рода трибун. Например, с трибуны предпринимательского форума. Делиться, так сказать, накопленным опытом и мудростью. Не забывал, пока это было не стремно, приводить в пример мудрое государственное устройство Соединенных Штатов. «Надо вкачивать деньги в страну», - учил новичков бизнеса Борис Алексеевич. Под страной подразумевалась Россия.
Лучший вид на этот город, если сесть в бомбардировщик.