Парфюм Chanel №5 обожают женщины всех возрастов по всему миру. Его аромат женственный и утонченный, который на каждой раскрывается по-особенному. Это самый первый и, кажется, до сих пор один из самых успешных запусков бренда. Однако знали ли вы, что за созданием легендарного аромата лежит длинная запутанная история, которая едва не разбила сердце Габриэль Шанель.
История легендарного аромата Chanel №5
Жизнь Коко Шанель окутана, пожалуй, рекордным количеством мифов – причем неистовее других их слагала сама Мадемуазель. «Она выдумала себе все – семью, биографию, дату рождения и даже имя», – говорил ее друг Сальвадор Дали. Но истинной жемчужиной ее мифотворчества стала история создания Chanel № 5 – аромата, ставшего оммажем Артуру Бою Кейпелу, человеку, без которого не было бы той Шанель, какой мы ее знаем. «Я увидела его на конной прогулке в поместье Этьена (Этьен Бальзан – офицер, любовник Шанель. – Прим. ред.), – рассказывала Коко своему мемуаристу Полю Морану. – Он был великолепен. Я влюбилась». На дворе 1909 год, Коко – 26, Артуру – немногим больше. И его родословная опутана такой замысловатой паутиной тайн, сплести которую было не под силу, пожалуй, даже самой Шанель. Образованный, состоятельный брюнет с изысканными манерами, владелец угольных шахт, он то ли связан с британской аристократией, то ли является внебрачным сыном французского банкира.
Хотя справедливости ради нужно признать, что Бой отнюдь не хрестоматийный баловень судьбы: благодаря острому уму он не просто сохраняет, а приумножает состояние. Более того, он успешен не только в бизнесе – Кейпел пишет книги, изучает астрономию, играет в поло. В общем, видный жених, к которому Шанель вскоре и уходит от Бальзана, плененная, впрочем, не только его привлекательностью, но и щедростью: Бой намерен инвестировать в ее зарождающийся бизнес – пошив дамских шляпок. Так в 1910 году возникает ее мастерская, уже к 1912 году превратившаяся в полноценный Дом моды. Позже Коко по совету Боя открывает бутик в курортном Довиле.
Решение не закрывать его с началом Первой мировой тоже его: Кейпел предвидел, что бежавшим из восточных имений дамам понадобятся удобные платья – как те, что шьет Шанель. Бой становится для Коко и своего рода учителем: знакомит ее с порядками и нравами высшего общества, прививает вкус к литературе, увлекает астрономией и нумерологией (страстью к ним впоследствии будет пронизано все ее творчество). По сути, именно он помогает строптивой девчонке превратиться в женщину с исключительными манерами и стилем, который она вскоре начнет диктовать всему миру. Одно «но» – Кейпел не спешит делать ей предложение. Во время войны он активно занимается политикой и обзаводится связями и статусом, обязывающими разыграть в личной жизни более выгодную партию. Они познакомились на фронте. По легенде, Диана Уиндем, дочь лорда Листера, вела машину «Скорой помощи», в которой случайно оказался Кейпел. Она была красива, умна, образованна и принадлежала к английской элите. Вскоре они объявили о предстоящей свадьбе. Конечно, Коко знала. Знала и простила (более того, именно она сшила для Уиндем подвенечное платье). Коко была уверена: ничто не в силах их разлучить. И, как это ни удивительно, оказалась права. Они встречались и после свадьбы Кейпела, продолжая строить далеко идущие планы, которым, увы, не суждено было сбыться.
В конце 1919 года Кейпел отправился на автомобиле из Парижа в Канны. По одной версии он собирался отметить там Рождество с супругой, по другой – попросить у нее развода, чтобы затем встретить Новый год с Коко. На полном ходу у автомобиля лопнула шина. Водитель получил тяжелые травмы, Бой скончался на месте. По понятным причинам Шанель не могла присутствовать на похоронах. Убитая горем, она перекрасила стены своего дома в черный цвет и «благодаря» трауру придумала маленькое черное платье. И только в 2005 году выяснилось, что Коко установила на месте аварии каменный крест, у подножия которого выгравировала эпитафию: «В память о капитане Артуре Кейпеле, кавалере ордена Почетного легиона Британской армии, случайно погибшем на этом месте 22 декабря 1919 года». Однако на этом их роман не оборвался. Можно сказать, смерть Боя открыла в нем новую главу.
В 1920 году Шанель знакомится с князем Дмитрием Павловичем, кузеном Николая II, который, в свою очередь, представляет ей Эрнеста Бо – потомственного парфюмера Российского Императорского Дома. Коко предлагает Бо создать для Chanel «первый искусственный аромат, который пахнет настоящей женщиной и не похож ни на один другой». Шанель нужны духи, соответствующие ее смелым нарядам и бросающие вызов популярным в то время цветочным моноароматам (смешивать запахи считается дурным тоном). Вскоре Бо представляет ей пронумерованные образцы «эликсира женственности».
Аромат состоит из 80 ингредиентов, но при этом разложить его на составляющие невозможно: никаких главенствующих нот – только многочисленные цветочные мотивы. Коко выбирает образец под номером 5 – в честь него, по основной версии, и называют парфюм. По другой теории пятерка – символ астрологического знака Льва, под которым родилась Коко, пятого в круге Зодиака. Не менее загадочно происхождение флакона. Лаконичную форму Шанель, возможно, позаимствовала у одеколона Charvet, которым пользовался Бой. А может, воспроизвела очертания домашнего графина? Куратор выставки «№5 Culture Chanel», недавно прошедшей в парижском Palais de Tokyo, Жан-Луи Фроман и вовсе уверен: Шанель повторила форму фляжки. Но так ли это важно? Аромат, в который Шанель, словно в шкатулку с драгоценностями, заключила воспоминания и чувства к Кейпелу, стал культовым моментально и не утрачивает этого статуса более 90 лет. Что ж, если и впрямь существуют способы не просто увековечить память о человеке, а материализовать чувство, то Chanel №5 – определенно один из них.
А вам нравится этот парфюм? Знали, что за его созданием лежит целая история?