Найти тему
Александр Соловьëв

Про управляющие компании и рецессию в сфере ЖКХ

26.12.2022 на заседании Комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению был рассмотрен наш фракционный законопроект «О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 11.07.2012 № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы», о содержании которого я писал ранее (тут: https://vk.com/wall835247_1306).

Вкратце, законопроектом предлагается наделить органы местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве тремя новыми полномочиями:

Согласование штатного расписания государственного бюджетного учреждения города Москвы Жилищник района.

Внесение предложений о проведении аудиторской проверки государственного бюджетного учреждения города Москвы Жилищник района».

Согласование назначения и освобождения от должности руководителя государственного бюджетного учреждения города Москвы Жилищник района.

Идея довольно простая. Аналитика проблем содержания территорий, зеленых насаждений и жилищного фонда силами ГБУ «Жилищник», таких систематических и регулярных, как летний покос газонов, осенняя уборка опавших листьев, зимняя уборка снега и распределение реагентов, в первую очередь приводит к выводам о низком качестве формирования штатного расписания и отставании отрасли от рыночных условий труда. Поскольку на территории города Москвы осуществляет деятельность 121 Жилищник района, характер этих проблем различен, а, следовательно, и решения должны быть индивидуальными. Поскольку в арсенале муниципальных депутатов имеется инструмент ежегодного заслушивания отчета директора Жилищника, кому как не им лучше знать, как такие решения выработать. Законопроект предлагает лишь дать инструменты для реализации решений.

Сами посудите, если штатное расписание сформировано так, что при полном штате рабочих зеленого хозяйства покос всей площади газонов будет занимать 37 дней при 12-ти часовом рабочем дне, стоит ли ждать качественного выполнения таких работ? Наверное, нет, потому что на эти работы или будут привлекать низкоквалифицированных рабочих, затыкая дыры, или проигнорировав требования подзаконных Актов будут пользоваться более высокопроизводительными средствами малой механизации, или просто не будут выполнять эти работы на каких-то территориях.

Та же ситуация актуальна и при уборке снега. Согласно действующим нормативным Актам, плиточные и все сборные покрытия убираются вручную, кроме того есть ограничения ширины тротуаров, уже которой тротуары также должны убираться вручную. Однако, на практике мы видим, как все эти элементы убираются трактором. Вот пример использования более высокопроизводительных средств, чтобы выполнить весь объем работ в установленные сроки. А с учетом того, что при формировании бюджета организации, все объемы ручной работы имеют более высокие расценки, чем механизированных, вопросов меньше не становится.

-2

На то, что штатное расписание в большинстве случаев не заполнено, указывает наличие вакансий, размещенных в свободном доступе. Уровень з/п для рабочего зеленого хозяйства 5 и 6 разрядов, например, предлагается в районе 38000 рублей до вычета налогов. При этом дворнику на территорию школы предлагают 60000 за график 5/2. Про курьеров доставки и говорить не приходится, там от 75000. Как вы думаете, будут ли квалифицированные работники стремиться в сферу ЖКХ при таких условиях, значительно ниже рыночных? Я думаю нет. C таким подходом в городе формируется благоприятная среда скорее для бесконечных орд доставщиков хаотично перемещающихся на велосипедах, самокатах и других средствах индивидуальной мобильности, чем для уюта горожан и привлечения квалифицированных кадров. О соблюдении нормативных требований в таком состоянии управляющих компаний и говорить не приходится.

Я попытался донести именно эти мысли, пользуясь имеющимся в моем распоряжении правом законодательной инициативы, однако Комиссия решила рекомендовать отклонить законопроект по юридическим основаниям. В тоже время, ни один из участников заседания Комиссии не пытался оспорить сутевую часть вопроса, что само по себе является не плохим показателем, поскольку указанные проблемы можно решать и без дополнительного законодательного регулирования, было бы желание.

Ну а кроме деятельности управляющих компаний, что у нас остается от сферы ЖКХ? Капитальный ремонт и благоустройство? Недавний отчет об исполнении бюджета за 2021 год, как финансовый результат деятельности, наглядно демонстрирует, что и тут картина похожая. Например, Департамент капитального ремонта, с одной стороны освоил в два раза больше, чем запланировал на 2021 год, с другой стороны освоил то он львиную долю расходов других Департаментов, например, Департамента здравоохранения (44 миллиарда по строке «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)», почти половина всех расходов Департамента капитального ремонта). Зато планируемые расходы на все основные виды деятельности Департамента капитального ремонта неосвоены в значительной степени. Сами посудите:

Госпрограмма «Жилище» - не освоено 803 млн из 2,8 млрд.

Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда – не освоено 711 млн из 2,3 млрд.

Мероприятия по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах – не освоен 721 млн из 2,2 млрд.

Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства – не освоено 92 млн из 398 млн.

! Благоустройство магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах – не освоено 4,7 млрд из 23 млрд.

Все эти факторы указывают на то, что сфера ЖКХ в Москве находится в состоянии глубокой рецессии и значительно отстает от других видов деятельности, причиной чего является неспособность адаптироваться к современным условиям. Поскольку вся перечисленная деятельность чаще всего вызывает у жителей Москвы праведный гнев, можно говорить о том, что последствия ощутимы уже сегодня. Исправить ситуацию можно, для этого необходимо обеспечить рыночные и человеческие условия труда в управляющих компаниях, а также меньше осваивать лимиты по непрофильным видам деятельности и сосредоточиться на профильных. Так просто и так сложно. Однако, первый шаг к решению проблемы – это признание существования самой проблемы, с чем 26.12.2022 мы и попробовали помочь.

-3

#Содержание #Управляющиекомпании #ФракцияСР #Зеленыенасаждения #СР