Найти тему
Михаил Драбкин

Кызыл, или всё не так страшно

-2

Что можно ждать от города с таким неблагозвучным для русского уха названием, да ещё и столицы региона с такой недоброй репутацией, как Тува?

-3

-4
-5

Честно говоря, я ждал от Кызыла только монумента "Центр Азии" у слияния Большого и Малого Енисея, которое даёт начало просто Енисею.

-6

-7

Ещё я ожидал, что в тувинской столице нельзя будет ходить по городу после захода солнца, особенно в пятницу.

-8

-9
-10
-11

В общем, меня оказалось несложно приятно удивить.

-12

-13

-14

-15
-16

Кызыл, основанный как Белоцарск в процессе первого, недолговечного присоединения Тувы к России, своими прямоугольными кварталами вытянувшийся вдоль Енисея, сложно назвать историческим городом.

-17
-18

Но и достопримечательности (помимо "Центра Азии"), и даже какое-то количество архитектурного наследия в городе есть.

-19
-20
-21

Начать можно с того, что главная кызыльская улица - она вовсе не Ленина, и не Буяна-Бадыргы, а Кочетова, и вдоль неё расположены все основные точки притяжения.

-22
-23
-24
-25
-26

В том числе и тувинский национальный музей им. Шестидесяти Богатырей ("Алдан Маадыр"), который оказался на удивление большим и качественным.

-27

-28

-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36

Я бы даже взял на себя смелость назвать его одним из лучших провинциальных музеев страны.

-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43

За национально ориентированный китч в Кызыле отвечает Дворец молодёжи по соседству с музеем, в облике которого смешались исполинская золочёная юрта, зеркальное стекло и колонны почти лужковского облика.

-44

-45
-46

Ещё и скульптуры какие-то.

-47

Но при этом самая историческая и красивая улица в Кызыле - это всё же Ленина, которая тоже проходит параллельно Енисею, но ближе к великой реке.

-48

На этой улице можно найти здания ещё дореволюционного Белоцарска, постройки независимой Тувинской Народной республики и какое-то количество уже советского послевоенного неоклассицизма.

-49
-50
-51

У Енисея, который расположен ещё в паре кварталов севернее, есть настоящая набережная.

-52
-53

Это уже ставит Кызыл впереди многих городов России по уровню развития пешеходной инфраструктуры и общественных пространств.

-54
-55

Самое известное украшение набережной - это символ Кызыла, монумент "Центр Азии".

-56

Но в художественном плане, согласитесь, ничего оригинального.

-57

Мне только драконы понравились:

-58

Но самое красивое, что есть на ней - это монумент "Царская Охота" авторства самого знаменитого бурята Даши Намдакова.

-59
-60

Именно в Кызыле, после слияния Большого и Малого Енисеев, начинается настоящий, большой Енисей.

-61

Это не то чтобы большая, но уже внушительная река, особенно если учесть лежащие по его берегам сухие степи Тувинской котловины.

На реке не заметно никакого судоходства, кроме лодок, на которых катают всех желающих.

-62

Как видно, за рекой город быстро сходит на нет - там виднеются новенькие здания военного городка, чуть ниже по течению есть ещё частный сектор.

Но над всем правобережьем доминирует гора Догээ - самый интересный объект в пригородной зоне Кызыла.

-63

У слияния стоит большая скульптура Будды - один из немногих объектов в Кызыле, напоминающих о том, что мы находимся в буддийском регионе.

-64

Недалеко от набережной - очень тувинский по облику памятник жертвам репрессий ("Непокорённый"):

-65

Главная площадь Кызыла и всей Тувы, как и Национальный музей, находится между улицами Ленина и Кочетова, но восточнее.

-66

Она носит необычное имя "площадь Арата".

-67

На площади - ещё один буддийский символ, молитвенный барабан под восточной крышей:

-68

Кроме тувинского правительства, на площади - местный театр им. Кек-Оола (как и музей, и парк, он носит гордое звание "национальный").

-69
-70

Снаружи - обычная позднесоветская коробка, но изнутри видно, что окна витражные.

-71

-72

Большое дело для далёкой провинции.

-73

Витражи были выполнены в Таллине в конце 1970-х (!) и привезены в Кызыл оттуда.

-74

В 2018 году, при реставрации, они были восстановлены по старым чертежам.

-75

Странное сочетание европейских витражей и азиатской юрты.

-76

Кстати, это единственная юрта, которую я видел в Туве - вот что советская национальная политика делает!

-77

Говорят, впрочем, что в отдалённых горных кожуунах (районах) Тувы юрты стоят почти как в Монголии.

С другой стороны от театра площадь продолжается, и там стоит памятник какому-то джигиту.

-78

На самом деле, это памятник местным тувинским добровольцам-участникам Великой Отечественной; напомню, что в то время Тува официально была не частью Советского Союза, а независимым государством.

Где-то неподалёку от площади Арата обнаружилась почти африканского вида мозаика на торце многоэтажки с изображением Шойгу, который в качестве главного национального героя Тувы давно превзошёл и Субэдэя, и Буяна-Бадыргы.

-79

С юга к площади Арата примыкает короткая пешеходная улица Тувинских Добровольцев, которая в Кызыле заместо Арбата.

-80
-81
-82

Где-то рядом - городской рынок, который выглядит невзрачно не только по сравнению с южными базарами, но и по сравнению с рынками соседней Монголии.

-83
-84

С дизайн-кодом в тувинской столице не очень.

-85
-86

Ещё в тувинской столице есть городской парк, тоже не дающий ударить в грязь лицом: он большой, просторный, с прудами, протоками и мостиками через них.

-87

-88
-89

-90

Протекающий по границе парка Малый Енисей обеспечивает круглогодичную подачу воды.

-91

На другом конце центра можно обнаружить небольшой Молодёжный сквер.

-92
-93
-94


В качестве подтверждения названия посреди него стоит циклопический студенческий билет.

-95

Памятники Великой Отечественной - вот в этом самобытная Тува ничем не отличается от остальной России.

-96

И да, вечером в пятницу в Кызыле не было замечено никакого особенно беспредела и трэша, и даже пьяных было почти не видно.

-97
-98
-99

Все гуляли не хуже чем в каком-нибудь Абакане мои даже Красноярске, чинно и спокойно, и было заметно много русских лиц - это в с 90-х годов считающейся русофобской Туве!

-100

Почти весь Кызыл имеет правильную, регулярную прямоугольную планировку, выстроенную по берегам Енисея, и для столицы такого аграрного региона с большой долей сельского населения тут немало кварталов и микрорайонов с многоквартирными домами городского типа - это бóльшая часть центра и юг города.

-101

Многоквартирные дома - это в основном пятиэтажки.

-102

Больших новостроек не очень много - город прирастает в основном за счёт частного сектора.
Но иногда попадается что-то такое:

-103

Как это обычно и бывает в российской провинции, современная архитектура в Кызыле неважная.

-104


Но всё равно бóльшая часть Кызыла - это частный сектор, а ведь есть ещё пригородные сёла и посёлки, самый большой из которых - Каа-Хем (20 тыс. жителей, второй по размеру населённый пункт в Туве).

Но в целом облик Кызыла - советский, постсоветский, российский, тут заметно меньше признаков "национального стиля", чем в том же Горно-Алтайске.
Буддизм, восстановленный в Туве после его почти полного искоренения в 1930-е годы, в самом городе не очень виден, только недалеко от парка можно обнаружить небольшой дацан Цеченлинг.

-105
-106

Несмотря на свой скромный облик, он имеет статус "главного буддийского храма Тувы", хотя тот же Усту-Хурээ выглядит внушительнее.

-107

-108

-109

В самом Кызыле проживает уже более 125 тыс. человек, и этот показатель растёт на несколько процентов в год.

-110

Сказывается и высокий естественный прирост, и миграция в город из тувинской сельской местности, демографические ресурсы которой всё ещё значительны.
В Кызыле, как и во всей Туве, так и не построили железной дороги (хотя о планах по скорому сооружению линии "Кызыл - Курагино" заявлялось уже не раз).
В Кызыле есть автовокзал, но, как и на Колыме и в Якутии, основной междугородний транспорт здесь - "коллективные такси" на базе японских микроавтобусов.
Зато международный аэропорт расположен у самого города, сразу за южной окраиной.
При этом кызыльский городской общественный транспорт находится в более-менее приемлемом состоянии.

-111


Его основа - это ПАЗики, автобусы средней вместимости, пусть и морально устаревшие, но точно лучше микроавтобусов.

-112

Хотя и без маршруток не обошлось.

-113

-114