Найти в Дзене
Силумин

Уральско-Сибирский vibe

Продолжая знакомство с мастерами живописи и ваяния регионов России, сегодня заглянул в пространство музейно-выставочного комплекса российской академии художеств, что на Пречистенке, 19. После вчерашней удивительной встречи с работами Зорикто Доржиева, о которой писал тут, сегодняшнее погружение в мир и природу Урала стало ещё одним предновогодним подарком. Причем, что сразу обращает на себя внимание, и что хотелось бы отметить в самом начале — это уральский дух, который невольно ощущаешь перемещаясь между картинами. Кураторам на удивление удалось через произведения уральских художников наполнить атмосферу двух залов энергией этого удивительно края.

Т.Д. Дидишвили, МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР ТРЯПОЧНЫХ АКТЕРОВ, 1993 г.(холст, масло), г. Челябинск.
Т.Д. Дидишвили, МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР ТРЯПОЧНЫХ АКТЕРОВ, 1993 г.(холст, масло), г. Челябинск.

Эта выставка юбилейная и приурочена к 35-летию регионального отделения урала, сибири и дальнего востока российской академии художеств. Прежде чем, я немного расскажу о картинах, которые не оставили меня равнодушным, хочу отметить, что выставка продлится до 15 января 2023 года. Настоятельно рекомендую постараться выкроить пару часов и посетить эту выставку, уверен Вы не пожалеете. Оно того стоит!

Многие художники стараются передать в своем творчестве своеобразие культуры и быта коренных народов Севера и Дальнего Востока — героями их картин становятся оленеводы, рыбаки, охотники, живущие в полной гармонии с природой. Пейзажи отличаются то яркостью и красочностью, словно воспевается гимн красоте мира, то – простотой колористического и композиционного решения, подчеркивая суровость северного края. Сдержанность и стремление к лаконизму, простоте содержательного образа часто являются характерными для творческого почерка этих авторов. Выставка демонстрирует удивительное сочетание глубоко народных традиций и эстетики профессионального искусства.

Здесь, на выставке, мне удалось найти и работу одного из любимых моих российских художников из Красноярска — Николая Рыбакова. Также особенно запомнились офорты одного из ректоров Красноярского художественного института, академика Российской академии художеств Рустама Яушева. Но давайте обо всем по порядку.

Региональное отделение Российской академии художеств в г. Красноярске основано в марте 1987 года. Сегодня Отделение играет важную роль в художественной жизни регионов, составляющих три четверти территории России. С первых дней своего существования Отделение ведет масштабную работу: осуществляет фундаментальные научные исследования, издает научную и справочную литературу, организует конференции, творческие встречи и выставки, предоставляет стажировки и всячески поддерживает молодых художников. В настоящее время в состав Отделения входят более 30 академиков и членов-корреспондентов из Красноярска, Екатеринбурга, Томска, Омска, Иркутска, Улан-Удэ, Уфы, Ханты-Мансийска, Хабаровска, Новосибирска, Барнаула, Владивостока, Якутска, Благовещенска, Челябинска, Новокузнецка, Магадана, Нижнего Тагила, Горно-Алтайска.

При входе на выставку, Вас встречает очень романтичная работа Марии Викторовны Шебеко из Владивостока. На картине "Тишина" девочка в окружении чаек, сидя на булыжниках рассматривает обитателей — морских звезд и ежей, от работы веет прибрежным морским бризом и свежестью. Мария Викторовна наш с Вами современник, живет и работает во Владивостоке.

Здесь же, нежданная встреча(к сожалению с единственной работой) с работой Николая Рыбакова. Чтобы не перегружать статью, не в обиду авторам картин сразу отмечу что все они академики, действительные члены Российской академии художеств, упомяну об этом здесь и не буду давать отсылки к регалям в описании картин, чтобы не перегружать восприятие.

Н.И. Рыбаков, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ИЗБАС, 2017г.(холст, масло), г. Красноярск.
Н.И. Рыбаков, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ИЗБАС, 2017г.(холст, масло), г. Красноярск.

Николай Иосифович Рыбаков родился в селе Колобово Читинской области в 1947 году. Окончил Красноярское художественное училище. Принимал участие в выставках с 1974 года, а с 1984 года прошёл ряд персональных выставок в России и других странах. Членство в Союзе художников России с 1980 г. Также занимается исследованием памятников культуры и истории Сибири, автор ряда публикаций  в научных сборниках.

Отдельного внимания, на мой взгляд, заслуживают офорты Рустама Яушева. Рустам Исмаилович Яушев – российский художник-пейзажист, работающий также в технике гравюры. Родился он в столице Узбекистана Ташкенте, в семье художницы Зейнаб Яушевой в июле 1937 года. В 1993 г. Рустам Яушев был выбран ректором Красноярского художественного института, в котором долгие годы преподавал на факультете графики. На этой должности он пробыл четыре года. В 1997 г. Р.И. Яушеву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РФ. Мне бы хотелось выделить, что офорты Рустама необыкновенно светлые, с ощущением приморской свежести. Если будете на выставке, пожалуйста, обратите на них внимание.

Жизнь и быт малых народов севера, также представлены несколькими работами красноярского художника Константина Войнова, они добавляют свой неповторимый колорит в общее ощущение от выставки.

К.С. Войнов, СЕВЕРНАЯ МОДОННА, 2017 г.(холст, масло), г. Красноярск.
К.С. Войнов, СЕВЕРНАЯ МОДОННА, 2017 г.(холст, масло), г. Красноярск.

Многие народы исчезли с наступлением цивилизации или утратили своеобразие, растворившись в более крупных культурах. Но их след еще долго будет излучать энергию и обогащать ею существующий мир. Если просто взять, например, традиционную одежду долган или нганасан, то при внимательном, вдумчивом рассматривании и изучении можно насладиться удивительно живописной картиной, рассказывающей о чувствах, мечтах, представлениях о мире, о жизни и смерти и т.д.

К.С. Войнов, ТРАПЕЗА В СНЕГАХ, 2017 г.(холст, масло), г. Красноярск.
К.С. Войнов, ТРАПЕЗА В СНЕГАХ, 2017 г.(холст, масло), г. Красноярск.

Вот как Константин Войнов сам характеризует свои картины.

Счастлив тем, что живу на красивейшей земле, протянувшейся вдоль енисейского меридиана, где волны могучего Енисея время от времени выносят на берег окаменелости доисторических существ и следы древних культур, где в хвойной тишине тайги и в порывах степных ветров можно услышать легенды и предания древних племен, некогда населявших эти просторы и умеющих ладить с природой. А сидя где-нибудь на одной из саянских вершин, испытываешь восторг от того, что ты являешься мизерной частичкой всего этого. Для меня как для художника, прикосновение к теме сибирской этники дало возможность создавать на холсте может быть идеализированный, но наполненный чистотой простых человеческих чувств и отношений мир, мир первозданной гармонии и природного целомудрия, мир, который мы, к сожалению, безвозвратно утрачиваем...

Мне особенно запомнился диптих "Две тундры" Владимира Хрустова. Ощущение сказки-комикса долго не покидает тебя, когда стоишь рядом, рассматривая сюжет и персонажей.

В.П. Хрустов, ДВЕ ТУНДРЫ, 2021 г.(холст, масло), диптих. г. Хабаровск.
В.П. Хрустов, ДВЕ ТУНДРЫ, 2021 г.(холст, масло), диптих. г. Хабаровск.
В.П. Хрустов, ДВЕ ТУНДРЫ, 2021 г.(холст, масло), диптих, фрагмент картины.
В.П. Хрустов, ДВЕ ТУНДРЫ, 2021 г.(холст, масло), диптих, фрагмент картины.

Владимир Павлович Хрустов воплощает гармонию духовного мира личности и мира внешнего. В студенческие годы на его становление повлияли Е. М. Фентисов и А. П. Лепетухин. В его пейзаже в равной мере проявляется интерес и к первозданной природе, и к современному городу. Любимый ракурс: с холма на холм разворачивается перспектива улиц Хабаровска с калейдоскопом зданий. Мировосприятие В. П. Хрустова с большой полнотой отражено в работах, связанных с творческими поездками на Кунашир, Камчатку, Забайкалье, старинным русским городам, а также в европейские страны.

А.В. Ткаченко, ОСЕННИЙ ТОРЖОК, 2019 г.(холст, масло), г. Владивосток.
А.В. Ткаченко, ОСЕННИЙ ТОРЖОК, 2019 г.(холст, масло), г. Владивосток.
Д.А. Бойтунов, ВОЛЬНЫЙ ТАБУН, 2017 г.(холст, масло), г. Якутск.
Д.А. Бойтунов, ВОЛЬНЫЙ ТАБУН, 2017 г.(холст, масло), г. Якутск.

Выставка очень самобытная, сейчас в период новогодних каникул, особенно хорошо зайдет. Приходите, насладиться природой и духом Сибири!

Б.Т. Бычков, КОНЬ СОЛНЦЕ, 1997 г.(цветное стекло, стекло бесцветное, пескоструйная обработка), г. Иркутск.
Б.Т. Бычков, КОНЬ СОЛНЦЕ, 1997 г.(цветное стекло, стекло бесцветное, пескоструйная обработка), г. Иркутск.