Найти в Дзене
Сноб

О постановке «Когти в печень (никто не вечен)» в театре «Практика»

В театре «Практика» прошли премьерные показы спектакля «Когти в печень (никто не вечен)». Рассказываем о постановке режиссера Сергея Карабаня по пьесе Юрия Клавдиева.

Сцена из спектакля «Когти в печень (никто не вечен)»

Фото: Игорь Червяков

Авторское определение жанра спектакля «Когти в печень (никто не вечен)» — комедийный комикс-фантасмагория. С этим не поспоришь, но хочется упомянуть еще один жанр — герметичный детектив. Это когда все герои помещены в замкнутое пространство, которое невозможно покинуть. Если еще сильнее конкретизировать ассоциацию — «10 негритят» Агаты Кристи. На острове заперты люди, их собрали здесь за прошлые прегрешения, которые никто из них не готов признать.

Пьеса Юрия Клавдиева, а вслед за ней и спектакль Сергея Карабаня построены примерно по той же логике. Руководители интерната оказываются заперты в комнате, полностью уверенные в том, что происходящее — бытовое недоразумение. По мере развития событий становится понятно: это наказание. Они расплачиваются за жестокое обращение с детьми, за то, что врали им, за доведение до самоубийства и отказ принять на себя ответственность. Только месть эта не бытовая. В тексте Клавдиева мистика проступает то тут, то там, превращая текст в абсурдистский триллер. А в спектакле театра «Практика» околомистическая фантастика — практически отдельное действующее лицо.

-2

Сцена из спектакля «Когти в печень (никто не вечен)»

Фото: Игорь Червяков

Мария Смирнова, художник спектакля, выстроила два антагонистических мира. Стильной, минималистичной выгородке в стиле IKEA — кабинету директора Саклаковой (Анастасия Великородная), где все герои и заперты, — противостоит пестрый и броский мир комиксов, где добро и зло четко разделены. Максималистские борцы за справедливость могли появиться только в такой эстетике. Режиссер Сергей Карабань продолжил эту линию через актерскую игру: «подсудимые» руководители играют комедийный сериал, похожий на реальность и далекий от нее одновременно, как и положено работам вроде «Друзей» или «Офиса». С точки зрения бытовой логики, героев можно понять: они последовательно и убедительно излагают свою версию произошедшего. Совершенно не раскаиваясь. Но представители виртуального мира сильнее располагают зрителя к себе благодаря требованиям руководствоваться гуманистическими ценностями и желанию справедливости. Режиссер переманивает зрителей в лагерь «Мстителей». Они нарочито гротескны: Полина Повтарь и Владимир Канухин — в ролях бывших учителей, которые приняли сторону виртуальной справедливости, — играют аватары, а не персонажей и тем более не людей. Артисты одеты как косплейщики, произносят текст безэмоционально, интонационно следуя его мелодике, двигаются плавно, бесконечно повторяя запрограммированные паттерны. Они часть фантасмагорического мира.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Карабань сделал систему координат спектакля бинарной: либо благодать единения с виртуальностью, иначе говоря — рай, либо тьма, в которой тебя сожрут, — ад. Кабинет директора — Чистилище, точка перехода и место развилки. За виртуальностью остается почти божественное право решать, кто достаточно раскаялся, а кто нет. Покинуть Чистилище можно, только сделав этический выбор. Замдир по АХР Лемешев (Даниил Газизулин) искренен в проявлениях жадности и трусости, а потому у него получается выбраться из комнаты. Хотя судьба персонажа незавидна — он съеден во мраке огромным червем. Его коллега, замдир по УВР (Никита Ковтунов), не менее честен в благородном жесте: готов добровольно остаться в заложниках в обмен на свободу окружающих. За это предложение его и пускают в «рай». Директор Саклакова отказывается следовать заданным мстителями правилам: она не готова честно признать, что виновата в чем-то, и тем более не готова принять возможность сосуществования с ценностями и свободами, которые не соответствуют ее представлениям о мире.

Поддавшись обаянию максимализма, на секунду можно очароваться этим пространством, якобы полным всевозможных свобод и исполнившихся мечт. Но на деле это та же тоталитарная система, принимающая угодных и отбраковывающая чуждых. Богам угодить проще, чем казалось: можно просто купить свою свободу, неважно, насколько честны твои намерения. На первый взгляд спектакль кажется манифестом свободы, этики и справедливости, но при ближайшем рассмотрении вдруг выясняется, что он рисует картину прямо противоположную.

Автор: Алиса Литвинова