Никого не удивить, что самой популярной локацией в Карелии считается горный парк Рускеала. Давай проверим, знаешь ли ты все интересные локации в этом месте? А если в первый раз тут, то наша статья поможет тебе построить прогулочный маршрут и удивит интересными фактами.
Начнем с предыстории, раньше это местность находилась на территории Швеции и, конечно же, тут добывали мрамор, После Северной Войны новая граница между Россией и Швецией прошла по северной окраине Рускеалы, так что старые шведские каменоломни оказались на русской территории.
Основная добыча мрамора велась на горе Белой, названной так по цвету слагающего ее мрамора светло-серой и голубовато-серой окраски, с тонкими белыми и серыми прожилками. Мрамор из этих карьеров использовался при создании Мраморного дворца, Исаакиевского и Казанского соборов, Эрмитажа, Михайловского замка, памятника Петру I и многих дворцов в пригородах Санкт-Петербург, к примеру в Царском Селе и Гатчине.
Мрамор тут добывали различными способами, что также можно увидеть, прогуливаясь по парку. В 18 веке это делалось "взрывным" способом. Вначале рабочие отмечали нужный "кусок" мрамора, и делали по его периметру скважины. В них засыпался порох и его взрывали. Тогда блок откалывался от скалы и оседал на дно карьера. Затем к работе приступали каменотесы, которые придавали блокам нужную форму. После этого камни грузили на сани или телеги, в них впрягалось несколько десятков лошадей, которые тащили груз до Сортавалы, где был порт.
Но есть еще один интересный способ, благодаря которому получила название одна из самых фотогеничных локаций Рускеалы. Итальянский способ, в котором использовались станки канатного пиления, созданные в Италии. Так образовался «Итальянский» карьер с ровными, как бы полированными уступами, на которых запечатлен причудливый рисунок мрамора, образовавшегося из морских осадков по соседству с вулканом два миллиарда лет назад. Здешний камень применялся для украшения различных сооружений в разных городах Советского Союза, в т.ч. и в Ленинграде – на станциях метро «Приморская» и «Ладожская».
Весь карьер пронизан сетью бесчисленных подземных штолен, узких штреков и глубоких выработок, соединяющих между собой огромные вертикальные шахты. По примерным подсчетам суммарная длина подземных ходов составляет почти 2 километра. Под водой осталось большинство оборудования и штолен. На дне Мраморного каньона до сих пор лежат вагонетки и рельсы, по которым они ездили, груженые мрамором. Карьер был затоплен в середине 20 века. По одной из версий это произошло постепенно и естественным образом, после того как работы в нем прекратились.
Еще одна локация, мимо которой нельзя пройти - это железнодорожная станция, где ежедневно с 12:00 до 17:00 в ожидании своего рейса стоит единственный курсирующий на данный момент на паровозной тяге ретропоезд — Рускеальский экспресс. Он состоит из стилизованных под 19 век вагонов, а также дополнен вагоном-рестораном, в который можно зайти во время стоянки поезда.
Дополнительно в парке рекомендуем:
- посетить экскурсию подземная Рускеала (полный 2000₽, студенческий 1000₽)
- пролететь на зиплайне над каньоном (2000₽)