Найти тему
Lectorient

История суфизма: Рабиа ал-Адавийя и Джунайд ал-Багдади


Фото взято из открытого фотостока Canva
Фото взято из открытого фотостока Canva


Исследователи долгое время не могли определиться с происхождением и содержанием термина «
суфизм». Некоторыми в этот термин вкладывалось понятие об избранности определенных лиц для лицезрения красоты Бога. Суфийские же авторы связывали этот термин с людьми, которые стоят в мечети перед Богом в первом ряду, а также со сподвижниками пророка, малоимущими, которые жили в мечети под его покровительством. В любом случае суфизм - это феномен, возникший на почве исламской культуры.

В
XIX веке в академических кругах было принято, что термин «суфизм» восходит к корню «суф», означающему шерсть. Это объяснялось практикой первых сподвижников носить шерстяную накидку для выражения аскетических идеалов и целей.

Сам феномен всплеска аскетизма в
VIII в. был связан со многими социально-политическими изменениями: расширением территорий халифата, укреплением его позиций, экономическим ростом. Тогда с ростом благосостояния в обществе рос и интерес к мирским благам, чему и противопоставляли свой аскетизм первые суфии. Для них аскеза была средством не забывать о Боге, они считали, что нельзя ставить достижение богатства и праздность в качестве цели земного существования человека.

Суфизм начинался именно с аскезы, то есть с мусульман, которые сосредотачивались на своем внутреннем мире, на богобоязненности. Они страшились нарушить религиозные запреты. Все методы самоконтроля, самонаблюдения, которые мы можем прочитать в рассказах о первых сподвижниках и первых аскетах, как раз и сформировали ту среду, из которой в дальнейшем пророс суфизм.

Рабиа ал-Адавийя
Рабиа ал-Адавийя – один из первых примеров любви к Богу в суфийской историографии. С арабского имя «Рабиа» переводится как «четвертая». Так ее назвали, потому что она была четвертым ребенком в семье. Она родилась в Басре и жила достаточно бедно, какое-то время зарабатывая музыкальным искусством, а после раскаялась и удалилась в пустыню. Спустя время вернулась в Басру и всю жизнь посвятила Богу.
Рабиа полностью отдавала свой ум Богу, постоянно молясь и ограничивая себя в излишествах. Одна из историй о ней вошла в сокровищницу европейской литературы: однажды она шла по улице с кувшином воды и горящим факелом. На вопросы прохожих о том, что она собирается сделать, женщина отвечала: «я хочу залить адское пламя водой и сжечь дотла райские кущи, чтобы увидеть, кто истинно поклоняется Богу». Таким образом она подчеркивала, что поклоняться Богу нужно не ради спасения души и рая и вовсе не из-за страха перед адом. Эта ее идея многим пришлась по вкусу.
Главная ее мысль: не отвлекаться ни на что, кроме своего Создателя.

Джунайд ал-Багдади
Второй значимый персонаж в истории суфизма - один из мистиков Багдадской школы суфизма Джунайд ал-Багдади (умер в 910 г.). В его время Суфизм оказался в сложной ситуации, так как новое течение вызывало недоверие со стороны верующих. Суфийским настоятелям приходилось скрывать свои идеи, поэтому Джунайд создал утонченный язык, который помогал ему выражать идеи так, чтобы общество не могло его понять и осудить. Джунайд сформулировал 2 важные идеи:
-все сущее в мире сейчас находится в состояния рассеяния, и задача человеческой души -
собраться и вернуться к Богу, соединившись с Ним. После этого человек сможет пребывать в Боге, лишившись своих недостатков и пороков.
- Идея «предвечного договора». Здесь речь о том, что Господь призвал души до того, как они получили тела, и эти души выразили свое полное подчинение Создателю, но тело отвлекало душу от ее Создателя, склоняя к порокам и страстям. Теперь человек должен п
реодолеть это искушение, чтобы соединиться с Богом.


Больше информации о суфизме вы найдете в наших лекциях, посвященных этой теме! Переходите по ссылке и смотрите лекции БЕСПЛАТНО!
https://www.youtube.com/watch?v=U69dkAq9clo