В 1845 году экспедиция сэра Джона Франклина отправляется из Англии на поиски Северо-Западного прохода из Атлантики в Тихий океан. Маршрут пролегал через Канадский архипелаг в чрезвычайно суровых условиях. Предстояло найти и картографировать последний участок прохода, который никак не давался исследователям. Последний раз корабли Франклина видели китобои в августе 1845 года в море Баффина. После экспедиция пропала в полном составе. Ни один из 129 членов экипажа домой не вернулся.
В середине 19 века идёт бурное исследование Арктики. Но наряду с научным интересом по поиску новых земель, имелся и сугубо коммерческий - нужен был короткий торговый путь. Северо-Западный проход из Атлантики в Тихий океан вполне мог стать таким путём, поэтому на экспедицию Франклина возлагались определённые надежды.
В это сложное путешествие снаряжают два военных корабля - "Эребус" и "Террор". Их переделывают: укрепляют стальными листами корпус, устанавливают дополнительные паровые двигатели, монтируют опреснительные установки для получения питьевой воды. В 1845 году экспедиция выдвигается в путь, который станет последним абсолютно для всех.
Лишь спустя три года начали беспокоиться о пропавших людях. В то время телеграф ещё не применялся, хотя уже был изобретён, поэтому долгое отсутствие исследователей до поры до времени не вызывали тревогу. Но когда все разумные сроки были уже исчерпаны на поиски пропавшей экспедиции отправились спасатели. Всего было организовано более 50 попыток найти людей и лишь в 1859 году удалось обнаружить лагерь на острове Кинг-Вильям, где были найдены тела некоторых членов экипажа и записи. Из них судьба пропавшей экспедиции стала постепенно проясняться.
В проливе Ларсен корабли попали в ледовый плен и дрейфовали 2 года. За это время от разных болезней погибло 24 члена экипажа, в том числе и сам Джон Франклин. В апреле 1848 года оставшиеся 105 моряков, крайне истощённые к тому времени, покинули затёртые льдами корабли и загрузив несколько шлюпок самым необходимым предприняли попытку дойти до реки Бак и по ней выйти на материк.
Никто из них не дошёл. На их маршруте исследователи позднее насчитали 35 мест с останками. Новейшие исследования ДНК костей и волос показывают, что у всех членов экипажа было сильнейшее превышение уровня свинца. Этот токсический металл мог попасть в организм двумя путями: из консервов, которые были запаяны свинцом и из опреснительной установки, где применялись свинцовые трубы. Кроме того все люди были истощены и больны различными болезнями, вроде цинги, туберкулёза и воспаления лёгких. Исследователи также раскрывают мрачные подробности последних дней обречённых моряков. На некоторых костях обнаружены следы ножей, дробления, варки и воздействия огня, что прямо указывает на каннибализм.
И если трагическая судьба экипажа более менее понятна, то куда делись два судна, "Эребус" и "Террор", не было известно до 2014 года. Тогда дайверы обнаружили на морском дне остатки кораблей. И вот совсем недавно подводные археологи рассказали, что удалось там найти. За последний сезон с борта "Эребуса" было поднято 275 артефактов. Найдено много посуды и столовых приборов, очки, погоны, набор чертёжных инструментов и некий фолиант, который пока точно не определён. Его обнаружили в кладовой стюарда, поэтому это может быть что угодно, от списка продуктов до личного дневника.
Но самой интересной находкой является лист бумаги запаянный в водонепроницаемую упаковку. Он был найден в каюте младшего лейтенанта Генри Томаса Дандаса ле Весконте, которому Франклин поручил составление карт. Вероятнее всего, это карта, которую составил офицер и запечатал, перед тем, как покинуть судно. Такую находку, конечно же, будет очень интересно увидеть. Надеюсь, что скоро информация просочится и я вам об этом обязательно расскажу.
О других интересных археологических находках я рассказываю в своём телеграмм канале. Переходите, смотрите и подписывайтесь!