Чуть больше двух месяцев находится Риши Сунак на посту премьер-министра Великобритании, но изменений к лучшему как для обычных британцев, так и для правящей партии пока не видно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нового премьера продолжает критиковать оппозиция по самым разным поводам: от брексита до ограничений на добычу сланцевого газа и кадровых перестановок в правительстве.
В новый год третье по счету консервативное правительство с момента последних всеобщих выборов войдет как со старыми, так и с новыми проблемами.
Одна из них, которая больше всего беспокоит, — очевидный кризис правящей партии и связанная с ним вероятность поражения на всеобщих выборах 2024 года. Поэтому задача кабинета на предстоящий год — привести страну к определенному уровню экономической стабильности, сбалансировав бюджет, чем будет в наибольшей степени достигнуто усиление позиций тори накануне судьбоносных для партии выборов.
Тори впали в кризис по нескольким причинам. Борис Джонсон показал себя, мягко скажем, не слишком обремененным нравственными принципами. Он беззастенчиво врал в парламенте, что для британской политической традиции вовсе неприемлемо. Пример с экс-премьером вызвал к жизни потребность электората к исключительно безупречным личностным качествам лидера партии, которым по всем параметрам соответствует нынешний премьер (британские журналисты, специализирующиеся на скандалах и сомнительных сенсациях, были ввергнуты в ступор, потому что так и не смогли ничего накопать на Сунака за исключением общеизвестных посиделок во время локдауна и махинаций с налогами его супруги).
Вторая проблема заключается в том, что электорат подустал от 12-летнего пребывания у власти одной партии, для которой не чуждо наличие фракций, что не делает ее сильнее.
Не дадут покоя кабинету Сунака отголоски брексита, связанные с его намерением отменить часть законов, принятых в период нахождения страны в Евросоюзе и касающихся унификации по стандартам последнего в области уголовного права. На данный момент очевидно, что британское общество расколото, прежде всего, по линии отношения к брекситу, так что Риши Сунаку предстоит серьезно заняться этой проблемой. Но возврата назад нет, все соглашения с Брюсселем уже подписаны, что было преподнесено Джонсоном как величайшая победа. Оказалось, что выполнение достигнутых договоренностей сопряжено с целым рядом трудностей, разрешение которых выпало на долю нынешнего премьер-министра.
Но это мелочи по сравнению с тем, что нынешнему премьеру предстоит решать экономические проблемы, доставшиеся по наследству еще от Кэмерона, затеявшего игру в брексит, но не собиравшегося его проводить. Сунак в этом смысле должен доказать свою состоятельность не только как политик, способный вывести из кризиса консервативную партию, но и как экономист, успешно справляющийся с ворохом экономических проблем.
По мере приближения к всеобщим выборам о них будут говорить все чаще, потому что их будут постоянно выпячивать лейбористы, имеющие реальный шанс вернуться к власти.
Материал подготовил Александр Черный