Найти в Дзене

Краткая история русской музыки: как русские композиторы стали лучшими в мире

Музыка — важнейший элемент каждого народа, который появляется одним из первых с развитием этноса. Сейчас русская музыка в ее классическом понимании — величайшие композиции легендарных музыкантов, которые знают и исполняют по всему миру. История русской музыки началась настолько давно, что ее можно считать одной из самых древних в регионе. Вместе с тем русская музыка имеет собственную, уникальную историю, которая отличается от других и является весьма интересной. Историки-культурологи и музыковеды называют несколько этапов развития русской музыки, а также рассказывают, какие события являются поворотными и ключевыми в нашей культуре. До того, как наша музыка стала «русской», она представляла собой копию европейских песен и мелодий, которые исполнялись при дворах королей на западе. Российские князья, а позже цари и императоры, держали при дворе музыкантов, которые обучались искусству у итальянских и французских мастеров, ведь их творчество на тот момент являлось эталонным и считалось и
Оглавление

Музыка — важнейший элемент каждого народа, который появляется одним из первых с развитием этноса. Сейчас русская музыка в ее классическом понимании — величайшие композиции легендарных музыкантов, которые знают и исполняют по всему миру.

История русской музыки началась настолько давно, что ее можно считать одной из самых древних в регионе. Вместе с тем русская музыка имеет собственную, уникальную историю, которая отличается от других и является весьма интересной.

Историки-культурологи и музыковеды называют несколько этапов развития русской музыки, а также рассказывают, какие события являются поворотными и ключевыми в нашей культуре.

Первые этапы

До того, как наша музыка стала «русской», она представляла собой копию европейских песен и мелодий, которые исполнялись при дворах королей на западе.

Российские князья, а позже цари и императоры, держали при дворе музыкантов, которые обучались искусству у итальянских и французских мастеров, ведь их творчество на тот момент являлось эталонным и считалось идеалом.

Русские музыканты учились ремеслу у европейцев, возвращались на родину и старались точь-в-точь исполнить то, чему их учили заморские творцы. Народные песни, которые пели крестьяне, не воспринимали всерьез и не представляли, что такое будут исполнять при дворе. По этой причине первые музыкальные композиции были своеобразной пародией на европейские.

Появление Михаила Глинки

Русскую музыку нельзя было назвать самобытной до тех пор, пока русские императоры не узнали Михаила Ивановича Глинку — легендарного композитора, который в корне изменил жанр, добавив в оркестровую музыку мотивы из крестьянских песнопений. Раньше эту музыку исполняли в народе, во время работы в полях, а теперь она стала основой симфоний.

Глинка родился в семье богатых дворян, которые имели собственное поместье и крестьян. Будущий композитор никогда не работал (в нашем понимании), а в 20 лет отправился учиться в Европу. Во время путешествий по Германии и Франции Глинка завел знакомство почти со всеми знаменитыми композиторами того времени, послушал их творчество и понял, что России не хватает своей, русской оперы.

Обычная опера в Российской Империи была, однако все тогдашние композиции, написанные Фоминым и другими музыкантами, фактически являлись калькой европейских произведений. Глинка же решил объединить европейский музыкальный жанр с тем, что русские крестьяне поют в избах — так получилась первая русская опера под названием «Жизнь за царя», или «Иван Сусанин».

Композитор не ожидал, что его творение станет настоящим шедевром, которое изменило мир русской музыки навсегда. Знаковая опера показала другим музыкантам, что можно писать не только копии европейских композиций. Сам легендарный композитор был очень болезненным человеком почти без иммунитета и умер весьма рано — в 53 года. Однако даже за столь короткую жизнь Михаил Иванович смог изменить курс русской музыки.

Бородин и его вклад в музыку

Почти всю жизнь Александр Порфирьевич изучал химию, был видным врачом и лечил состоятельных людей. Музыкой Бородин начал заниматься уже под конец своей жизни, в качестве обычного хобби. Знакомые музыканты призывали его уделять музыке больше времени, ведь его композиции были невероятно талантливыми.

Творчество Александра Бородина можно назвать прямым продолжением дела Глинки — популяризации русских мотивов в музыке. Александр Порфирьевич пошел дальше, добавив к элементам русского звучания напевы Кавказа, и стали получаться шедевры.

Музыка, написанная русским композитором, стала настолько самобытной, что уже она стала трендом и примером для подражания в Европе. Уже европейские музыканты начали проявлять заинтересованность в творчестве русских композиторов, стали ездить в Российскую Империю на представления и учиться местной опере. Произведения, созданные в России, европейцы исполняли в Париже и других крупных городах Европы.

Сказочные мотивы и истории про царей

Следующий этап развития русской музыки — переходы к сказкам и царям. Композиторы решили развивать русское направление оперы, создавая истории про императоров и царей отечества.

На то время в Российской Империи был строгий запрет на создание музыки, где фигурирует ныне здравствующий и правящий государь, однако про покойных царей сочинять никто не запрещал. Более того, такие композиции приветствовались и императором, и его окружением! Но писать можно было, конечно, только хорошее.

Вторым трендом стали русские сказки и фольклор. Русское народное творчество было интересно для слушателей Европы, особенно любили те, где присутствует мотив смерти.

Со временем композиции основывались на сказках про историю, шаманов, политику, тайны и сражения, однако про любовь русские творцы писать какое-то время не любили. Зато сказки с Востока им очень полюбились, и в новых операх стали появляться мотивы оттуда.

Самым известным композитором страны, пишущим оперы с мотивами сказок Востока, является Николай Андреевич Римский-Корсаков: он написал множество опер с сюжетом из сказок, упорно и много трудился, что позволило ему стать еще одной легендой русской музыки.

Многие знаменитые композиторы того времени, к примеру, Чайковский, Мусоргский и Балакирев, трудились, не покладая рук, чтобы заслужить признание. Некоторым из них даже не был нужен статус зажиточного дворянина.

Милий Балакирев, к примеру, был человеком небогатым, поэтому ему приходилось давать уроки музыки, чтобы зарабатывать на жизнь. Однако именно эти уроки стали причиной появления «Могучей кучки» — общества легендарных музыкантов, учителем в котором был сам Милий Алексеевич.

Первенство русских музыкантов

Поскольку русская музыка «началась» намного позже европейской, «закончилась» она также значительно позднее. А закончилась ли вообще? Когда европейские композиторы уже имели мировую популярность, в России был только фольклор, развивался Глинка и начинал новый жанр.

К концу XIX столетия заморские композиторы заканчивают писать симфонии и романтические произведения, переходя к оркестровым композициям, а русские творцы выходят на свой пик: именно тогда стали появляться культовые симфонии, которые сейчас считаются лучшими в мире.

ХХ же век, по мнению многих экспертов, принадлежит Шостаковичу и Прокофьеву — самым известным композиторам прошлого столетия. Их произведения по-прежнему играют в операх всего мира, они вписали свои имена в историю русской музыки навсегда.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Как мобилизация в России повлияет на рождаемость, браки и сознание женщин

В списке богатейших людей Forbes — новый лидер

11 признаков российской семьи, которые удивляют иностранцев за границей