Найти тему
ЗВЕЗДА-АНАЛИТИКА

Продюсер и его команда: чем продюсерское кино отличается от режиссерского? Когда мы перешли на эту модель кинопроизводства?

Оглавление
Алексей Весёлкин, Заслуженный артист РФ в эфире программы "Культурная платформа" на радио ЗВЕЗДА
Алексей Весёлкин, Заслуженный артист РФ в эфире программы "Культурная платформа" на радио ЗВЕЗДА

Американская история

Директорское или продюсерское кино – это американская история. Студий было много, кино уже было аттракционом, студии стали сливаться в большие конгломераты, и самостоятельная режиссура уже не была нужна. Музыкальные фильмы, вестерны – это было сделано очень талантливо, и контролировали все это большие дирекции.

Продюсер Дэвид Селзник полностью руководил работой над «Унесенными ветром». Я, кстати, не знал, что во время сьемок он заменил 3 режиссеров. По тому, как развивается эстетика картины, этого не скажешь, потому что Селзник все контролировал. Сейчас же мы видим, как идет самый настоящий поток. И фильмы, сделанные для телевидения, больше не требуют такого изысканного стиля, хотя такие есть, те, в которые заложена особая эстетика.

Как это было у нас

В принципе, без продюсеров обойтись нельзя. В советском кино эту функцию исполнял директор. Заказчиком было государство, это тоже очень важно. Что касается кассовых сборов, то эта тема вообще никак не звучала. Да, обсуждалось, что стоят очереди на ту или иную картину. По телевизору все эти фильмы показывали редко. В современной реальности это уже сложно представить, то, что в 11 вечера телепрограмма заканчивалась. Так вот, если вернуться к сборам. Картины собирали просто невероятные суммы, например, 60 или 70 млн человек посмотрело фильм, советскую комедию. Теперь я знаю, что внутри киностудий на сборы все-таки ориентировались.

Европейское кино

Что касается европейского кино. Посмотрите на Алена Делона. Он ведь стал продюсером своих фильмов. Он очень много снимался, он уникальный киноартист. В какой-то момент он понял, что дорос до продюсирования, у него для этого были и возможности, и средства, он еще и режиссировал, он мог себе это позволить: собрать свою команду. Чаще всего артисты не могут на это пойти, им не хватает воли. А он выдержал все это, и позволил себе эту роскошь и сниматься, и продюсировать. Он пример достойного артиста, и в своем почтенном возрасте он говорил, что уже видел все, а то, что сейчас снимают ему уже неинтересно. И это большой поступок.

В целом же европейское кино пострадало из-за унификации под Голливуд. Французы стояли у истоков кинематографа, а итальянцы всегда были внутри искусства. Когда в Европу пришел американский финансовый принцип, он взял и смыл все великое. Посмотрите, что происходит в Италии сейчас в плане кинематографа. Там тишина.

Алексей Весёлкин, Заслуженный артист РФ в эфире программы "Культурная платформа" на радио ЗВЕЗДА
Алексей Весёлкин, Заслуженный артист РФ в эфире программы "Культурная платформа" на радио ЗВЕЗДА

Если говорить о продюсировании советского кино, вспомните фильм «Война мир», его нужно было спродюсировать, и в этом участвовало все государство. Фильм снимался год, а готовился он четыре года. Это был долгий подготовительный период, который полностью оплачивался, когда создавались костюмы и декорации. Это огромное художественное полотно. Это самый дорогой фильм за всю историю кинематографа, если переводить на современные деньги. Там же участвовала армия. И за все это отвечало государство.

📹Видеоверсию выпуска целиком можно посмотреть здесь и здесь

📌Подписывайтесь на нас в Телеграм @zvezda_analytics