— Закончился первый год участия российских вузов в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Какие пробелы в стратегии развития Вашего вуза эта программа помогла выявить? Что за прошедший год удалось, а что не удалось реализовать в сравнении с изначальными планами?
— Участие в программе «Приоритет-2030» совпало с завершением первой программы развития и разработкой новой. Именно это позволило обеспечить единство и сбалансированность стратегического видения развития университета. Программа развития прошла обсуждение во всех институтах и факультетах, получила поддержку Ученого совета и Наблюдательного совета под руководством губернатора Владимира Владимирова. Именно она легла в основу заявки СКФУ на участие в программе «Приоритет-2030».
Текущая ситуация в мире вывела на первый план разработку новых и импортозамещающих технологий. Именно поэтому мы усилили работу с индустриальными партнерами, ориентируясь на запрос реального сектора, как на создание и обновление технологий, так и на подготовку и переподготовку кадров.
Уже сейчас есть первые результаты. Для электроэнергетики ведется работа над созданием прототипа передвижной лаборатории для снижения потерь электроэнергии; для растениеводства — разрабатывается система определения параметров почвы и растений на основе беспроводных сенсорных сетей и беспилотников; для химпрома и агросектора — ведется разработка антидотов негативного влияния пестицидов на сельхозкультуры; на основе материаловедческого задела ученые активно работают над биосовместимыми покрытиями на поверхности имплантатов.
Уверен, что ключевой вызов — это сохранение и развитие человеческого капитала. И в этом направлении важно реализовать, кроме основных направлений подготовки специалистов высшего образования, масштабную подготовку кадров средне-профессиональных, широкий спектр программ дополнительного образования и переподготовки. Рынок труда активно меняется, и нужны гибкие системы реагирования на эти вызовы отраслей.
Что касается сотрудников СКФУ, то мы интенсивно работаем над формированием условий для их закрепления: это запуск лабораторий и создание новых рабочих мест для научно-педагогических работников, программа кадрового резерва и другие формы поддержки и развития. Особое внимание университет уделяет вопросу привлечения молодых специалистов, созданию рабочих мест для выпускников университета, аспирантов и магистров.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы.