Ситуация на границе Сербии с частично признанной республикой Косово накалилась до предела. Вооруженные формирования с двух сторон приведены в состояние боевой готовности. Уже слышны выстрелы, но активные боевые действия ещё не начались. В случае вооруженного конфликта сербской армии придётся противостоять коллективным силам НАТО, чьё военное преимущество очевидно.
Балканские искры
Эта граница остаётся самой взрывоопасной в Европе с 1999 года, конфликты, в том числе с перестрелками здесь случаются регулярно. Сейчас, в ответ на задержание на севере Косово и Метохии нескольких полицейских по подозрению в военных преступлениях, косовские сербы 10 декабря возвели баррикады и дежурят на трассах. Их пытался задерживать прибывший албанский спецназ, но сербы протесты продолжили.
Запад поставил Сербии ультиматум — дипломаты Германии, Великобритании, США, Италии и Франции потребовали снять баррикады и отвести войска. В противном случае, по заявлениям дипломатов, Приштина получит право на проведение силовой операции. Сербский лидер Александр Вучич отказался выполнять эти требования. Со стороны Косово к границе Сербии были переброшены более тысячи полицейских и бронетехника.
Белград со своей стороны привёл сербскую армию и полицию в максимальную боевую готовность. По словам министра обороны страны Милоша Вучевича, подобное распоряжение дал президент Александр Вучич. И, судя по кадрам Telegram-каналов, Сербия начала активную переброску войск на границу с Косово. В колонне бронетехники замечены 155-мм гаубицы, отмечен пролёт в сторону муниципалитета Рашка вертолётов Ми-35. Уточняется, что войска замечены в 4 километрах от границы.
Ранее минобороны Сербии запросило у миссии НАТО KFOR разрешения ввести в Косово на основании резолюции Совета ООН 1244 ограниченный контингент численностью до тысячи сербских полицейских и военных. Не получив желаемого ответа, глава МИД Сербии Ивица Дачич заявил, что Белград готов к ответным действиям в случае вооруженного нападения силовиков непризнанного Косова на сербов на севере края.
В Косово также готовятся к боевым действиям — военнослужащим приказали находиться в расположении своих подразделений с готовностью немедленного выдвижения к месту противостояния с сербами. Вероятность новой войны на Балканах сейчас велика как никогда.
Каковы силы сторон
Вооруженные силы Сербии считаются самыми мощными в регионе. Численность армии составляет 28 150 военнослужащих, в запасе находятся 50 150 человек. В составе ВС — 4 комбинированные бригады. Такие соединения укомплектованы, помимо штабного батальона (аналог российской комендантской роты), пехотным и танковым батальонами, дивизионами САУ, РСЗО, артдивизиона ПВО, двумя механизированными батальонами, а также инженерным и тыловым батальонами.
Также в состав сухопутных войск входят смешанная артиллерийская бригада, а также отдельные батальоны — связи, РХБЗ, военной полиции (два, один из них в Белграде). Есть и речная флотилия на Дунае, основное вооружение — минные тральщики и сторожевые катера.
Вооружения сербской армии представлены различными образцами бронетехники, артиллерии, стрелкового оружия, средств ПВО и прочего. Есть танки М-84 (югославский танк на базе Т-72), Т-72, БМП-80, САУ 2С1, РСЗО М-77 «Огань» и М-87 «Оркан», БРДМ-2. Вооружения в основном устаревших образцов. ВВС страны тоже достаточно устарел, из более современных истребителей можно назвать МиГ-29, которые Сербии подарила Россия в 2016 году. В лучшем состоянии противовоздушная оборона, которая включает 7 ракетно-зенитных и зенитно-артиллерийских дивизионов.
Силы безопасности Косово выглядят заметно слабее, по сути, это даже не армия, а некие вооруженные формирования. Их численность не превышает 5 тысяч человек.
Многонациональные силы KFOR, которые присутствуют в Косово, по численности на настоящий момент тоже невелики — контингент сокращен до порядка 4 тысяч человек. Он состоит из пяти многонациональных оперативных группировок — «Север» (под командованием Франции), «Восток» (США), «Юг» (ФРГ), «Запад» (Италия), «Центр» (Великобритания). Нынешний командующий KFOR, в составе которого представители 28 стран, это венгерский генерал-майор Ференц Кайари.
Надо понимать, что при начале боевых действий в регионе, НАТО выступит здесь против Сербии гораздо внушительными силами. Помимо введения дополнительных контингентов, по Сербии будут нанесены и воздушные ракетные удары. И устоять Белграду против сил альянса не представляется возможным.
«Приштина-2» отменяется
Россия на помощь Сербии в случае обострения косовского конфликта прийти не сможет по целому ряду причин. Проведение специальной военной операции на Украине не лишила ВС РФ ни сил, ни потенциала, здесь дело даже не в том, что, мол, Россия «увязла» в СВО. Нет банальной возможности перебросить в Белград российский контингент — ни по наземному, ни по воздушному «коридорам».
Сербия со всех сторон окружена странами НАТО, которые вряд ли дадут возможность направить России своих военных для поддержания мирного урегулирования на Балканах. Сербия не имеет своего выхода к морю, поэтому посылать большие десантные корабли (БДК) в Адриатическое море нет никакого смысла.
Теоретически можно было бы оказать поддержку с воздуха, с российских авиабаз в Сирии. Но там расстояние до Приштины с аэродрома Хмеймим составляет 1660 километров, а боевой радиус, к примеру, у истребителя Су-35С — 1600 км. Только туда и обратно хватит топлива, без особого времени на выполнение боевой задачи. На применение крылатых ракет «Калибр», с их дальностью в более чем две тысячи километров, Москва вряд ли пойдёт. В общем, помочь традиционно сможем данными спутниковой разведки, как это было в 1999 году.
«Повторение легендарного броска российских десантников на Приштину сейчас уже невозможно, — рассказал aif.ru военный обозреватель Владислав Шурыгин, который в качестве добровольца участвовал во многих конфликтах в Югославии). — Нашего контингента там сейчас просто нет. Как говорится, будут десантники, будет и Приштина.
При всей очевидности российского интереса на Балканах, участвовать в нём с позиции силы как минимум неосмотрительно. Ввязаться в войну в центре Европы, значит выступить в роли агрессора, а не миротворца, и вряд ли Кремль пойдёт на такой сценарий. Опять же возбудится в первую очередь Албания, которая призовет на помощь все силы НАТО. И навредить можно лишь самой Сербии».