Продолжаем следовать ранее утверждённому плану!
И сегодня у нас следующая по хронологии картина братьев ‘наше всё’ Коэн – «ПОДРУЧНЫЙ ХАДСАКЕРА»!
Как мы уже не раз говорили, обсуждая работы братьев Коэн, эти великие художники положили много сил и таланта на разработку образа эталонного идиота. Идиоты у Коэнов бывают, как тихие, безобидные, так и те, кто своим идиотизмом, собственно и вершат сюжетную линию.
Многие творцы, в том числе и в Кинематографе не раз показывали нам идиотов, и порой не с меньшим смаком, чем братья. Однако чаще всего эта идиотия становилась поводом (да и вовсе была нужна только) для морально-этических оценок автора.
Братья Коэн никого не оценивают и не судят. Они хладнокровные диагносты. И нет бы им хоть раз поддаться собственному же задору, расчувствоваться и воскликнуть: «Что же нам с этим всем делать?». Но нет, братья остаются спокойны. Что же с ним, дураком-то поделаешь?
В конце концов, ещё Шекспир устами своего Макбета молвил: «Жизнь — это повесть, рассказанная дураком, где много и шума и страстей, но смысла нет». Как мы знаем, братья весьма ценят Шекспира и в своё время очень хорошо его услышали.
Вот и наш сегодняшний коэновский герой, на сей раз в исполнении не нуждающегося в представлениях искромётного Тима Роббинса, не блещет, прямо скажем, проницательностью острого ума. Впрочем, не стоит, вероятно, считать его героя Норвила Барнса совсем уж клиническим дураком. Тем более, что в самом начале фильма мы узнаём, что он с отличием окончил колледж. А что толку?
Здесь братья Коэн не без огонька показывают окружающий нас милый мир капитализма с человеческим лицом, где всё настолько совершенно, что можно окончить колледж с отличием и стать директором огромной мировой корпорации, нося при этом пышущее благодушным скудоумием лицо Тима Роббинса.
В фильме нам показывают, как Норвил Барнс носится с идеей придуманного им обруча, «хулахупа», тыча всем в лицо бумажкой с нарисованным на ней кругом. Убеждён, Коэны не случайно выбрали именно обруч, ведь на первый взгляд - это всего лишь кружок на бумаге. Всего кружок, который, тем не менее, приводит героя к колоссальному денежному успеху, окольцовывая людей в злодейской системе эксплуатации друг друга.
Итак, пара слов про сюжет. На дворе 1958 год, выпускник колледжа Норвил Барнс приезжает из Индианы в Нью-Йорк и устраивается работать курьером в крупную корпорацию «Хадсакер Индастриз».
Одновременно с этим происходит внезапное самоубийство президента компании Уоринга Хадсакера прямо на собрании совета директоров.
И это короткий, но запоминающийся выход на сцену Чарльза Дёрнинга
Выясняется, что по завещанию покойного, все его акции будут выставлены на публичные торги.
Совет директоров под руководством прожжённого Си Джея Массбергера (великолепный Пол Ньюман) принимает решение выкупить акции самостоятельно, для чего необходимо предварительно обрушить их стоимость.
Добиться этого руководство компании решает путём принятия на должность подставного директора, этакого «свадебного генерала» какого-нибудь законченного идиота.
Таковой находится в лице Норвила-Роббинса и вот его уже приглашают присесть в директорское кресле, в котором он с упоением рассказывает про свой «хулахуп».
Ему дают зелёный свет и в этом проекте, полагая, что разработка и внедрение обруча в продажи окончательно похоронит репутацию «Хадсакер Индастриз».
Но! «Хулахуп» становится супер-хитом, а его изобретатель одним из самых актуальных людей в бизнесе!
Чуть ранее, для того, чтобы узнать больше о таинственной для общественности личности нового директора, главный редактор местной газеты поручает молодой талантливой журналистке Эми Арчер (моя обожаемая Дженнифер Джейсон Ли) устроиться в компанию «Хадсакер» на должность личного секретаря Барнса.
На глазах влюбившейся в Норвила девушки, совершится изумительно показанная Коэнами трансформация доброжелательного олуха Норвила в бесчувственного болвана мистера Барнса.
Тут крайне примечателен момент, на котором братья-режиссёры не преминули остановиться. Казалось бы, Норвилл должен бы хорошо помнить, как буквально недавно все отмахивались от его «хулахупа», когда он доказывал, как это будет круто. Но вот – деятельный лифтёр (несомненный бенефис чумового Джима Тру-Фроста) в здании «Хадсакер» рассказывает Барнсу о своей идее пластиковых трубочек для коктейля (которые в реальности, как мы знаем, вскоре тоже порвут рынок), но Норвил решительно отказывается даже обсуждать изобретение.
Вот он – его новый статус. Который, разумеется, принесёт Норвилу больше горя, нежели счастья.
А вот чем именно всё закончится, я призываю вас, Друзья взглянуть самостоятельно.
Ибо, несмотря на мой взгляд, чересчур китчевую подачу (немного сродни рассмотренному нами ранее фильму Сэма Рейми «ВОЛНА ПРЕСТУПНОСТИ», снятому также по сценарию Джоэла и Итана) – картина «ПОДРУЧНЫЙ ХАДСАКЕРА» определённо заслуживает внимания.
Здесь много фирменных шуток и гэгов братьев, здесь прекрасные актёры и достойный сюжет. Кстати, перечислим ещё парочку, как любимых и знакомых уже нам коэновских актёров, так и тех, кто дебютировал на "ХАДСАКЕРЕ" в работе с братьями.
Вот кто тут у нас на подхвате:
Джон Махони в роли главного редактора газеты, где трудится журналистка Эми
Брюс Кэмпбелл в роли неприятного журналюги Смити
Стив Бушеми в роли бармена-битника
Знаменитая в основном своими сиськами и удачным замужеством с престарелым миллионером - модель Анна Николь Смит в роли крошки по имени За-За
Ну и конечно, не обошлось без «талисмана» Коэнов – Джона Полито в роли мистера Бамстеда
Ну красота же!?
Красота, разумеется. Но чего-то данной постановке неуловимо не хватает. Может быть, лёгкого понижения градуса водевильности. Может быть ещё чего-то, чему я не смогу подобрать слов.
Реакция на картину тоже была весьма неоднозначной. Одни её ругали, другие хвалили, фильм был выдвинут на Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах (не получил), при этом кассовые сборы составили 2 млн зелёных денег, при бюджете в 40 млн.
Впрочем, сами братья, вероятно, поняли, что было сделано не так. Ибо уже через год их следующий режиссёрский проект «ФАРГО» стал великим Оскароносным культом, позже породил собой кучу фанфиков, лучший сериал 21 века и навсегда вписал имена постановщиков в историю лучшего мирового КИНО!
Но это – следующая история.
До скорых встреч!
Ваш АРТЁМ АНДРЕЕВИЧ
Смотрите также:
«ПРОСТО КРОВЬ» Впечатляющий дебют братьев КОЭН в большом КИНО
«ВОЛНА ПРЕСТУПНОСТИ» братья Коэн VS Сэм Рэйми. Счёт 1-0
«ВОСПИТАНИЕ АРИЗОНЫ» Блестящий комедийный китч от братьев КОЭН
«ПЕРЕКРЁСТОК МИЛЛЕРА» Третий Шедевр братьев КОЭН
Ироничная паранойя братьев КОЭН, ставшая триумфатором Канн – чёрная драмеди «БАРТОН ФИНК»
«СНЕГОУБОРЩИК» Лучший фильм братьев КОЭН, из тех, что они НЕ снимали
Лиам НИСОН в стильном Неонуаре «ПРОГУЛКА СРЕДИ МОГИЛ»
Чем вдохновлялся Квентин ТАРАНТИНО? Нео вестерн «День волков» Ферди Грофе Младшего
Трюфели, Катарсис и Николас КЕЙДЖ в философском триллере «СВИНЬЯ»