Когда-то давно повесть Михаила Пухова «Корабль роботов» стала для меня одним из «прорывных» произведений, втянувших меня в воронку научной фантастики. Древние звездолеты арахноидной цивилизации Маб навсегда остались в памяти как пример того, что фантастика — это не только бодрое освоение какой-нибудь Венеры и что пределы фантазии так же недостижимы, как горизонт событий в черной дыре.
Увы, Пухов ушел от нас слишком рано и не оставил большого литературного наследия, а что есть — я потихоньку читаю. Повесть «Монополия на разум», состоящая из трех небольших новелл, представляет собой типичную «твердую» научную фантастику прошлого века, хотя по духу, конечно, ближе к рассказам в этом жанре, выходившим в пятидесятые годы в многочисленных тогда британских и американских НФ-журналах, чем к научной фантастике восьмидесятых (когда была написана новелла «Столкновение» (1982), своего рода «приквел» к другим двум новеллам, написанным в 1970 году).
Главный герой — физик Эо с далекой планеты Марион (нет, это совсем не Земля), который устраивается на работу в качестве экперта-консультанта («проблемиста») в свежесозданное Министерство Внепланетной Безопасности. Не обошлось без юмора, достойного Джозефа Хеллера:
- Вы уверены, что мы с ними (инопланетными врагами — прим. Библио-лаборатории) столкнемся?
- Уверен, - твердо произнес министр. - Теперь, когда министерство организовано, ждать придется недолго.
Само собой, так и вышло, вот только каждый раз, конечно же, враги оказывались не совсем врагами, или даже совсем не врагами. Распутывал загадку, конечно же физик Эо, который немного напомнил мне другого «межпланетного сыщика» - вэнсовского Магнуса Ридольфа, конечно, в слегка облагороженном с идеологической точки зрения варианте (он не обжорствует и не увлекается азартными играми, например). Но главное — это то самое знаменитое холмсовское «отбросьте все невозможное, и оставшееся и будет истиной, какой бы невероятной она вам ни казалась», причем метод этот дополнительно отточен неизменным оружием любого хорошего ученого: бритвой Оккама.
Конечно, современному читателю рассказы могут показаться немного наивными, местами устаревшими с научной точки зрения (все-таки полвека прошло), но на меня от них веет своего рода ностальгией по «старой доброй фантастике», когда хорошее произведение не должно было в обязательном порядке включать себя полный разбор психопатологии всех не слишком вменяемых персонажей.
Не поймите меня неправильно, я отнюдь не собираюсь брюзжать в стиле «а вот в наше время» и «раньше такого не было». Но все-таки у старой фантастики времен ее, так сказать, романтического расцвета, есть свое, особое очарование, и в этом меня никто не переубедит.
Ну и закончу еще одной меткой фразой физика Эо, которая на самом деле глубже, чем может показаться на первый взгляд:
- Вы считаете в уме?
- Нет, это ум считает во мне.