С началом специальной военной операции на Украине и последовавшими за этим санкциями в отношении РФ общественные организации, помогающие животным, оказались в очень сложном положении. После 21 сентября ситуация усугубилась — срочно уезжающие из страны или мобилизованные россияне столкнулись с проблемой пристроя своих питомцев. Люди обрывали телефоны приютов для животных, а волонтеры отмечали резко возросшее число бездомных собак и кошек. Появлялись даже сообщения о питомцах, брошенных хозяевами прямо в аэропортах или оставленных во дворе на цепи. «Новый Калининград» поговорил с местными зоозащитниками и узнал, что вопрос до сих пор не решен и требует, по их словам, обязательного вмешательства со стороны государства.
«Ситуация была критическая»
По данным Forbes, после объявления частичной мобилизации из России выехали более 700 тыс. жителей, в том числе с домашними животными. О том, что россияне увозят с собой питомцев, свидетельствует и такая статистика, как резко возросший спрос на чипирование в ветклиниках — это обязательное условие ввоза животного в большинство зарубежных стран. Также сервис «Зоомонитор» зафиксировал в октябре рост интернет-запросов на переноски для животных, необходимые для путешествий. Спрос на зообоксы в отдельных регионах, включая Калининградскую область, увеличился в несколько раз, пишет «Коммерсант».
Однако далеко не все уезжающие из страны россияне забирают питомцев с собой — зоозащитники по всей РФ заявляют о сотнях брошенных после объявления мобилизации животных. Многие калининградские волонтеры также сообщили о сильно ухудшившейся после 21 сентября ситуации: «Ситуация была критическая. На улице и породистых находили, да и с беспородными было понятно, что это домашние собачки. Очень много находили брошенных животных в городе, но больше в поселках — ведь по большей части на СВО забрали людей именно из деревень. Люди просто уезжали — у кого-то прямо на цепи оставались животные. Парень звонил нам прям в истерике, что его уже не выпускают — он уже уезжает, а кот в квартире остался. Много было разных случаев», — рассказала «Новому Калининграду» руководитель приюта «Тим Вилль» Ольга Добрянская.
Российские государственные СМИ транслировали позицию, что ситуация с брошенными животными после 21 сентября действительно резко усугубилась, но виной тому исключительно люди, «бегущие от мобилизации». В октябре многие издания сообщали о том, что доброволец из Республики Марий Эл привез с собой в зону проведения спецоперации на Украине своего кота. Однако ни одно из них не уточнило, как мужчине удалось это провернуть — в списке вещей, которые можно взять с собой при мобилизации, питомцев нет.
«Здравствуйте у нас очень трудная ситуация мой брат попал под мобилизацию, а я под призыв на срочную службу в связи с этим нам не на кого оставить нашего пёселя, мама с ним попросту не справится», — такое объявление размещено в региональном паблике «Будь как дома» в «ВКонтакте» (орфография и пунктуация сохранены — прим. «Нового Калининграда). Эту группу создали местные волонтеры для консультирования уезжающих и помощи мобилизованным калининградцам с животными.
«Мы попросили откликнуться тех граждан, кто может забрать животных. В первую очередь — у мобилизованных солдат, а во вторую очередь — у тех, кто бросил при отъезде. Не могу сказать, что в группе в ВК был большой какой-то отклик, — рассказала Ольга Добрянская, выступившая одним из инициаторов создания сообщества. — В связи с этой ситуацией у кого-то с работой беда, у кого-то кормильца забрали... Люди и в хорошие времена не особо животных брали, а в плохие так уж тем более. То есть, как и обычно, животные в этой ситуации остались заложниками».
О том, что сейчас найти новый дом собаке или кошке — практически невыполнимая задача, заявляют все опрошенные «Новым Калининградом» зоозащитники. «После начала СВО людям стало вообще не до животных. Пристройства из приютов очень резко сократились. Я как волонтер приюта вижу, как мало даже просто помощи стало от людей: люди словно закрылись в своих раковинах и не хотят ничего», — отмечает модератор группы «Помощь бездомным животным Калининграда — 39» Лариса Макурина.
Нестабильная экономика и инфляция — основные причины нежелания калининградцев брать на себя ответственность за животных, полагают волонтеры: «Ветеринарное обслуживание и корма сильно подорожали. Да еще и нехватка кормов — остались в основном российские, а некоторые больные животные были приучены к какому-то определенному специальному корму. Начинают у них прогрессировать заболевания, потому что другие корма не подходят. Сейчас и животным, и людям очень тяжело», — говорит владелица приюта для кошек «Балтика 39» Людмила Самохина.
Еще одним обстоятельством, сократившим возможности по пристройству животных из калининградских приютов, стало закрытие границ: «Люди приезжали в Калининградскую область — сами брали каких-то животных, которых потом вывозили к себе в Германию, Голландию, еще куда-то. За рубеж в этом году у нас никто из собак не уехал. Проблемы начались, когда антиковидные меры ввели, а потом в 2022-м все вообще схлопнулось. Ведь часто именно калининградцы оказывали помощь в транспортировке животных за рубеж. Теперь же россияне с шенгенскими визами этого сделать не могут», — пояснила руководитель приюта «Славянское» Екатерина Ублинская.
«Вот сейчас затишье уже»
В нескольких калининградских приютах уверяют, что сразу после объявления частичной мобилизации в день принимали по десятку звонков от людей, которым надо было пристроить животное. Также в соцсетях появилась масса объявлений, в которых питомцам срочно искали новых хозяев. Нередко это делали не сами владельцы животного, а люди, подобравшие его на улице: «Собаки и кошки разного возраста, разных пород срочно искали дом. Люди уезжали и предательски бросали своих верных четвероногих друзей. Это страшно, так как нужно четко понимать, что 7-летний доберман, например, вряд ли найдет себе нового хозяина за 2-3 дня. Так как это серьезная собака и уже в возрасте», — отмечает Лариса Макурина.
В сервисе интернет-объявлений «Авито» утверждают, что в октябре не зафиксировали какого-то вопиющего увеличения числа подобных объявлений: «Как такового всплеска нет. Идет сезонное увеличение объявлений небольшое, связанное с тем, что летом родились в большом количестве эти животные. Посмотрели за несколько лет статистику, и она стабильна», — рассказали в пресс-службе ресурса «Новому Калининграду».
Однако многие зоозащитники настаивают, что с началом СВО, и особенно — после объявления мобилизации, в калининградском сегменте «Авито» пошел резкий вал объявлений от местных жителей о поисках нового дома для питомцев. «Вон, „Авито“ открываешь, а там только и пишут: отдаем, отдаем, отдаем в связи с переездом... Люди же сейчас бегут, как крысы с тонущего корабля — с ума все посходили», — рассказала «Новому Калининграду» котошеф из Зеленоградска Светлана Логунова. Она отмечает, что в Зеленоградске заметно выросло число «подкидышей», причем многие из них — домашние породистые животные. «Сейчас не только к нам везут и подкидывают — везде такое. Смотришь соцсети, а там: выкинули, выкинули, выкинули... И шотландцев, и британцев, и сфинксов — кого только не выбрасывают. А они же „искусственники“ — у них иммунная система никакая, поэтому, конечно, им выжить очень сложно на улице. Именно им стараемся сразу передержку какую-то найти».
Ровно о такой же тенденции говорит и руководитель приюта «Тим Вилль» Ольга Добрянская. «Много объявлений на „Авито“ — пристраивали породистых животных срочно — прям не стеснялись писать, что „в связи с отъездом“. И звонили по приютам. Первые две недели после 21 сентября у нас каждые 15-20 минут раздавался звонок. Вот сейчас затишье уже». Она подчеркивает, что на улицах волонтеры стали находить именно выросших в домашних условиях животных, которые совершенно не приспособлены к дикой жизни: «У домашнего животного выжить на улице шансы минимальные. У кошек вообще практически их нет: коты, которые не знают, что такое автодорога — это смертники. Гладкошерстным собакам тоже тяжело придется — просто замерзнут в холода. Ну и никто из этих животных не знает, где добывать еду. Какие-то похитрее и поумнее, может, еще приспособятся, а поглупее и потрусливее — нет».
Проблема с поиском новых хозяев возникла не только в случае с собаками и кошками — калининградцы искали возможность «отдать в добрые руки» и экзотических или диких питомцев: «Было к нам обращение по змее — маисовому полозу. Его парень мобилизованный просто привез знакомой и оставил. В итоге волонтеры змею пристроили в хорошие опытные руки. Также люди просили проконсультировать по перевозке врановых птиц за границу и подстраховать, если не пропустят», — рассказала руководитель центра «Биосфера Балтики» Юлия Садовская.
В Калининградском зоопарке сообщили, что к ним пристроить каких-то животных не пытались: «Были обращения по поводу красноухих черепашек — но их пытаются отдать нам из года в год, независимо от каких-то событий в мире и стране», — отметила пресс-секретарь учреждения Екатерина Михайлова.
«То денег нет, то еще куча причин»
Опрос, проведенный СДЭК и службой выгула собак «Гульдог», показал, что почти половина россиян (47%) готовы при переезде в другой город или страну оставить своего питомца. Правда, 73% из их числа, полностью исключают вариант «усыпить» или «отправить на улицу» — речь идет только о том, чтобы передать животное в добрые руки или договориться с друзьями или родственниками, чтобы те приютили его у себя.
Зоозащитники убеждены, что в подавляющем большинстве случаев покидающие страну люди просто не знают, какие процедуры необходимо пройти, чтобы забрать животное с собой, и опасаются, что это вызовет массу трудностей. «Есть много ресурсов, где рассказывают, как правильно транспортировать животное. Но я так понимаю, большинству людей не до этого — то денег нет, то еще куча причин. И вот остаются животные брошенными, — поясняет владелица приюта „Балтика 39“ Людмила Самохина. — Есть элементарные вещи, которые взрослый нормальный человек должен понимать — что без документов его животное никуда не возьмут — ни в поезд, ни в самолет. Тут объяснять даже не нужно. Если у тебя дома содержится животное, то оно должно быть привито, стерилизовано. В клинике, если ты собираешься уезжать, тебе сразу объяснят: какие прививки, какие чипы, какие документы должны быть у твоего животного, чтобы ты с ним без проблем смог выехать».
В интернете есть масса материалов и методичек о том, какая страна какие предъявляет требования к ввозу на свою территорию животных, а также что нужно учесть при перевозке питомца различными видами транспорта. Основные условия в большинстве государств Евросоюза, например — наличие у животного ветпаспорта, чипа и прививки от бешенства. Именно с последним требованием у россиян, и у калининградцев в частности, возникали сложности из-за нехватки в местных ветклиниках вакцины, соответствующей международному стандарту ВОЗ.
«Из-за санкций была проблема с нужными вакцинами — на складах всё выгребли те, кто пошустрее. Как мобилизацию объявили, мы сразу обзвонили много клиник, чтобы узнать, где и что есть — всё с трудом, но можно было найти», — утверждает одна из руководителей домашнего приюта «Кошкин дом» Елена Сумская.
Калининградка Юлия Парамонова недавно переехала в Латвию — она увезла с собой трех котов и собаку. Девушка рассказывает, что процесс подготовки животных к отъезду занял бы не так много времени, если бы они были привиты заранее: «Я попала на дефицит всех этих вакцин, который наблюдался в регионе уже с весны, а летом европейскую вакцину уже было практически не найти. Обзвонила много клиник и ветеринарных аптек, но в итоге нашла ветеринара по объявлению на „Авито“, которая даже выехала на дом. Она всем моим животным и ветпаспорта оформила, и прививки сделала, и чипировала. До этого чип был только у собаки Тимы, потому что он из приюта. В общей сложности все эти процедуры обошлись мне в 25 тысяч рублей. Если бы я делала все вовремя, а не вот в этом ажиотаже, то стоило бы все гораздо дешевле. Если раньше вакцина от бешенства стоила порядка 300 рублей, то к тому моменту, когда делали моим питомцам, она подорожала уже до 2 тысяч », — уточнила Юлия.
Везла через границу калининградка всех своих животных на легковой машине — котов в переносках, а собаку просто на поводке. «Я очень боялась везти через границу животных, потому что в первый раз это делала. Тем более сейчас может быть предвзятое отношение к россиянам, — говорит Юлия. — У меня есть подруга, которая переехала в Сербию с семью животными — у нее несколько кошек, несколько других собак, включая двух огромных алабаев. Так на границе высадили одного алабая, потому что у него не считался чип. Но у меня все прошло хорошо — документы таможенников устроили и даже чипы не стали сканировать у животных».
Без инцидента поездка калининградки не обошлась — пес сорвался с поводка и стал носиться по погранпереходу. «Перенервничала сильно. В какой-то момент я даже испугалась, что его могут подстрелить — всё-таки режимный объект. Также был страх, что он убежит обратно на территорию России. В итоге Тиму помогли поймать дальнобойщики. Таможенники сами посмеялись и ничего нам не сказали — наверное, видели, в каком я отчаянии там бегала», — предположила девушка. С высаженным на границе алабаем, кстати, всё хорошо. Как рассказала Парамонова, его забрали друзья и планируют отправить к хозяйке.
На помощь россиянам, желающим переправить животное за рубеж, могут прийти специальные курьеры. Впрочем, один из таких специалистов в разговоре с «Новым Калининградом» сообщил, что не заметил сильно возросшего спроса на свои услуги: «Тяжело сказать, отразилась ли мобилизация на нашем деле. Обращения всегда были наплывами — сегодня есть, завтра нет. По определенным направлениям сейчас спрос, конечно, увеличился. Например,стали чаще возить в ближнее зарубежье — Грузию, Армению. Но общее количество доставок не сильно отличается от того, что было, допустим, год назад», — рассказал Александр.
Некоторые общественники заявили Forbes, что есть случаи, когда под предлогом мобилизации сдавать животных в приюты начали те, кто просто хотел бы избавиться от питомцев по разным причинам. Также в разных регионах страны то и дело появляются сообщения о том, что некоторые россияне, столкнувшись с какими-то проблемами при попытках подняться на борт самолета с питомцем, оставляют их в аэропортах. Калининград не стал исключением — в соцсетях активно распространялась информация, что на территории аэропорта «Храброво» появилось несколько кошек, которых «хозяева не взяли в самолет». Правда, в разговоре с «Новым Калининградом» владелица приюта «Балтика 39», опубликовавшего пост, отметила, что большая часть обнаруженных в аэропорту кошек — это уже одичавшие, давно поселившиеся там животные, которые к тому же дали потомство. Но в числе обнаруженных в Храброво кошек есть и «новенькие», явно домашние особи — как они попали туда, можно только предполагать. Зоозащитница при помощи одного из сотрудников аэропорта начала постепенно отлавливать «храбровских» кошек. Однако она опасается, что еще до того, как всех животных удастся вывезти, стерилизовать и пристроить, руководство аэропорта может от них «избавиться» или животные могут стать жертвами живодеров:
«Уже двух кошек с огнестрельными ранениями оттуда мы забрали, а один котенок вообще мертвый лежал. А забрать их оттуда — это непросто. Процесс долгий — доступ ведь туда только по пропускам», — пояснила Людмила Самохина.
«Эту проблему могут решить только власти»
RTVi сообщал, что правительственный сайт «Объясняем.рф» в начале октября опубликовал информацию, что мобилизованные россияне, которым не с кем оставить своих домашних животных, могут отвезти их в один из специализированных приютов, и приложил список приютов в разных регионах России. Однако вскоре ссылка стала недоступна.
В иркутском питомнике К-9 заявили, что принимают собак мобилизованных россиян на передержку, делая 50% скидку — это порядка 6 тыс. рублей в месяц. Но даже при наличии таких частных инициатив без решений на государственном уровне проблему решить не удастся, полагают в общественных организациях. Так, у телеграм-канала «Помощь животным мобилизованных» уже более 8,5 тыс. подписчиков, но и там в основном публикуются объявления желающих отдать, а не взять питомца.
Зоогостиниц в Калининградской области, по словам волонтеров, «более чем достаточно» — не меньше десятка. Правда, содержание животного в самой дешевой такой гостинице будет стоить около 500 рублей в сутки. А вот приюты в регионе переполнены, уверяют местные зоозащитники — новых животных просто негде и не на что содержать. «Мы не резиновые. И угрозы по поводу того, что если не возьмем кошку, то придется ее выкинуть, не прокатят. Говорим: ищите родственников или друзей, готовых взять. Это ваше животное, и вы несете за него ответственность», — говорит Елена Сумская.
Депутат Госдумы Владимир Бурматов предложил региональным властям выделять приютам и волонтерским организациям средства на передержку домашних животных призванных на СВО граждан. Он заявил, что к этой инициативе подключились несколько регионов. Однако в пресс-службе правительства Калининградской области ответили, что бюджетом регионального минсельхоза (именно в ведении этого министерства находятся вопросы, связанные с безнадзорными животными) «не предусмотрено выделение приютам и волонтерским организациям средств на передержку домашних животных граждан, призванных на СВО». В правительстве добавили, что финансирование ГБУ «Центр для безнадзорных животных» осуществляется из облбюджета в рамках выполнения госзадания и никаких дополнительных денег учреждение не получало.
Последствия мобилизации и массового отъезда людей безусловно скажутся на ситуации с бездомными животными в Калининградской области. «Животные могут сбиваться в стаи, живодеры могут издеваться над животными, ну и водителю неприятно сбить кого-то и получить негативные эмоции», — отмечает Добрянская. По ее словам, решить эту проблему волонтерам и благотворителям не под силу:
«Мы не всесильны, эту проблему могут решить только власти. Власти же обещали различные выплаты и льготы мобилизованным. Вот если человек одинок, то почему бы на время того, пока человек отсутствует, не определить его животное в зоогостиницу? Или хотя бы в государственный Центр для безнадзорных животных? Может, там мест пока и недостаточно, но на срочное расширение могли бы выделить какие-то деньги — что-то можно было бы быстро построить, как-то выйти из положения, — рассуждает Ольга Добрянская. — Но вы же видели, как в соцсетях собирали средства на одежду для военнослужащих. Ну какие, к черту, собачки или кошечки? Кого это вообще волнует? Никого! Тяжелая ситуация. Просто хочется, чтобы скорее все закончилось».
Текст: Екатерина Медведева. Фото: Виталий Невар, Денис Туголуков / Новый Калининград