Сегодня расскажу про необычные часы. Близкий родственник попросил меня посмотреть двое наградных часов, доставшихся ему в наследство от деда. Работы было много, много будет и текста, так что ставьте чайник и погнали!
Но перед тем как посвятить вас в тонкости их восстановления, хотелось бы рассказать и о тематике к которой был приурочен выпуск этих часов. А тема для своего времени, была не менее революционная, чем случившийся потом запуск первого спутника земли и первый полет человека в космос. (далее дополню немного информацией из Википедии)
Одной из важнейших задач того времени (1950е года) было освоение северного морского пути, позволявшего существенно снизить риск торговли с восточными союзниками, избегая необходимости проходить через политические и военные морские ловушки со стороны западной Европы. Но бОльшую часть времени в году фарватер пути скован льдами, а пунктов пополнения топлива и запасов для крупного ледокола просто не было на пути. Необходимо было построить ледокол, способный преодолевать это огромное расстояние в автономном режиме. И вот, в 1953г. Советом министров СССР принимается решение о строительстве атомного ледокола с целью сопровождения караванов по Северному морскому пути в течение 6-8 месяцев, а при необходимости 12-14(!) месяцев. Ледокол Ленин стал первым в мире надводным судном на атомной тяге. Судно по сей день доступно для посещения и находится на морском вокзале г. Мурманск. Обязательно загляните, если будете там.
Судно было заложено 17 июля 1956 года (по новому летоисчислению) на судостроительном заводе #194 (ранее завод им. Андре Марти в составе Балтийского завода в Ленинграде, позже вошёл в состав Адмиралтейских верфей). Главный строитель — В. И. Червяков.
Судовые турбины — производство Кировского завода.
Главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод.
Гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».
Более 500 предприятий Советского Союза создавали специально для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования.
12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода ледокол отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарёва.
Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных государств и стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.
За время работы провёл 3740 судов. Награждён орденом Ленина.
Династия родственника, попросившего восстановить часы, тесно сплетена с развитием северного морского пути и освоением Арктики. А его дед служил на ледоколе Ленин и на празднование юбилейных дат спуска атомохода на воду, был награждён этими самыми часами. Вот так бывает, берешь в руки казалось бы обыденный предмет, а он рассказывает тебе историю длинной более полувека!
Думаю, внимательные читатели заметили, что на одних часах непривычная разметка циферблата на 24часа и это тоже не случайно. Петродворцовый часовой завод одним из первых в мире начал выпускать наручные часы с 24 часовой разметкой и связано это было с двумя причинами:
- в послевоенный период огромное значение получило развитие подводного флота. Экипажи, несущие службу в замкнутом пространстве подводной лодки, столкнулись с проблемой определения времени. Ведь у них нет солнца и луны, которые однозначно указывали на день или ночь. Отслеживать время по привычной 12часовой разметке оказалось очень не просто. Именно по этой причине Петродворцовый завод начал выпуск часов с 24часовой разметкой. А специально для несения службы, на циферблате также размечали периоды несения вахты (кстати, а Вы знаете, что в принятом "подводном" дне не 24часа?), часы так и получили свое название - "Вахтенные".
- второй причиной стало как раз освоение Арктики, где как и под водой, из-за нахождения за полярным кругом невозможно было определить день или ночь, ведь солнце весь год находится над горизонтом. Именно для полярников несущих службу на ледоколе Ленин и были выпущены "полярные" часы, получившие не только 24часовую разметку, но и карту Арктики, где центр вращения стрелок совпадает с географическим расположением северного полюса. Таким образом часы стали выполнять ещё и функцию точнейшего компаса в тех условиях, где магнитный компас попросту не работал из-за специфики магнитного поля земли вблизи полюсов.
Не удивительно, что для почтения 20летнего юбилея спуска Ленина на воду, Петродворцовый завод выбрал именно 24часовую версию.
Однако, вторые часы, подаренные на следующий, 30летний юбилей все же с классическим циферблатом на 12 часов. Почему?
Думаю, дело в том, что в 1990х ледокол уже не выполнял рейсов по северному морскому пути и превратился в музей, а находясь в привычных городских условиях привыкать к 24часовому циферблату было просто неудобно, да и не нужно. Думаю, именно поэтому для третьего юбилея было принято решение выпустить часы в классической разметке. Кроме того, часы на этот раз заказали на первом московском часовом заводе (1МЧЗ) Полёт. Скорее всего из-за того, что Петродворцовый завод переживал очень тяжёлые времена в тот период. Посмотрите на фотогорафии до ремонта. Хорошо видно, что часы на 20летний юбилей сохранились практически идеально, их носили крайне редко. А вот более молодые часы выглядят плачевно. Неудивительно, ведь они оказались намного удобнее в городских условиях и явно носились каждый день.
Последним штрихом дополню, что в открытую продажу эти оформления часов никогда не поступали и поэтому хорошо сохранившиеся экземпляры являются большой удачей для коллекционеров и вообще большой редкостью. Посмотреть живьём на редкие версии этих и многих других часов можно в ходе экспозиций уникальной коллекции Александра Борисовича Бродниковского - выдающегося коллекционера, моряка дальнего флота и ветерана труда Петродворцового часового завода. Узнать об экспозициях можно на его странице вКонтакте.
Приступим к ремонту!
Хотя ремонт выполнялся по очереди, я буду рассказывать и показывать сразу про ремонт обоих моделей, чтобы не описывать схожие процедуры дважды.
Первое что мы делаем - это полностью разбираем часы, буквально до винтика и до камушка. После чего отправляем все детали в мойку. Самые нежные и миниатюрные детали отправляются в роторную мойку "Волчок", своего рода аналог стиральной машинки, только для мытья микромеханизмов. Эту мойку я полностью сконструировал и изготовил сам, вдохновляясь швейцарскими образцами инструмента, и об этом есть отдельная статья у меня на канале. Крупные детали корпуса, предварительно почистил кистью и бензином, после чего уложил в ультразвуковую мойку, немного подогрев моющий раствор. Надеюсь, вы не читаете статью во время еды, так как загрязнения корпуса из-за постоянной носки и последующего длительного хранения, выглядят крайне не аппетитно.
Пока детали моются, можно навести порядок на столе и подготовить рабочее место для сборки механизмов, а также выполнить ручную очистку циферблатов. Окрашенные циферблаты часов очень нежные, из-за чего их категорически нельзя мыть в механических или УЗ мойках и в агрессивных раствора. Слой краски очень тонкий, как и слой лака, и чтобы ненароком не повредить рисунок, мыть циферблат нужно очень аккуратно, мягкой кистью или тампоном со слабым мыльным или щелочным раствором. Как правило, восстановить крашеные циферблаты в первозданное состояние почти невозможно и реставраторы иногда готовы пожертвовать оригинальным рисунком, полностью стерев, загрунтовав и нанеся его заново при помощи тампо-печати. Я же остался вполне удовлетворен результатами ручной чистки. Да, небольшие возрастные повреждения остались, но они будут лишь подчёркивать возраст и оригинальность оформления.
Ну что же, детали тем временем помылись, давайте разложим их для просушки и рассмотрим.
У часов завода Ракета, сразу бросается в глаза часовое колесо вдвое большего размера - да именно оно и обеспечивает один оборот часовой стрелки за 24часа. Также можно заметить несимметричную пружину заводного рычага и аккуратно отполированные мосты с фасками, что свидетельствует о выпуске механизма в конце 70х и бьётся с датой юбилея, так что можно смело утверждать, что механизм в часах родной. Отмечу ещё, что в механизме завода Ракета, уже используется заводная пружина S формы, это нововведение улучшает равномерность роспуска пружины от заведенного к распущенному состоянию и значительно улучшает точность хода.
В механизме 1МЧЗ Полёт также видно качественную обработку мостов и деталей но вместе с этим и время потрепало их гораздо сильнее. Есть необратимые повреждения от коррозии на рычагах ремонтуара, винтах. На барабаном мосту глубокая проточка от трения перекошенных колёс или от грязи и высохшей смазки. Малые винты крепления заводного колеса совсем не пригодны и все это придётся заменить. Поэтому, пока я оцениваю потери от времени (какая игра слов! ), в мойке уже принимает ванны такой-же механизм, но более позднего года выпуска. С него мы позаимствуем новые детали.
Пружины обоих механизмов после мойки тщательно сушатся а потом протираются специальным составом - дисульфидом молибдена. Это сухая смазка, которая по моему (и не только моему) опыту даёт очень хорошие результаты при работе пружины. На этот счёт, есть немало толков и обсуждений по выбору оптимально эффективного типа смазки, но это очень глубокая тема и наверно когда-нибудь я опишу эти вопросы в отдельной статье.
Далее, пружина наматывается в барабан с помощью специальной оснастки, которая исключает попадание в пружину мусора, частиц кожи с пальцев или резины от перчаток, а также обеспечивает плотную и равномерную намотку. Шёлк! И наша пружина уже в каре барабана. Осталось закрыть крышку и установить барабан в механизм.
Следующая ответственная часть сборки это проверка колёс ангренажа и их установка, после чего проверяется свободный люфт каждого из колёс и при необходимости, с помощью точного микро пресса опорные камни смещаются на тысячные доли миллиметра. Затем аккуратно наносим очень малую каплю специального масла на камни в которые упирается ось баланса (накладные камни). Смазка этих камней пожалуй, наиболее важна для точности и надежности хода часов, а прижимающая их пружина (лира) обеспечивает противоударную аммортизацию хрупких цапф на оси. Для смазки я использую швейцарское часовое масло Moebius (теперь могу себе его позволить!) и очень тонкие капилярные масленки, для дозирования масла в нужном и очень малом объёме. Если капля масла будет слишком большой, то она быстро "убежит" из за капилярного эффекта. Узел начнет работать в сухую и на износ. При слишком малой капле рисков меньше, но есть вероятность того, что часы потребуют обслуживания раньше, чем через 5 лет. Нужно прочувствовать золотую середину.
Наконец, оба механизма оживают и моё рабочее место наполняется приятным, ровным и едва уловимым тиканием. С нескрываемым удовольствием я вращаю механизм и убеждаюсь, что баланс вращается стабильно в любом положении, ни за что не задевает и не тормозится, сохраняя высокую амплитуду колебания. Теперь можно приступать к регулировке.
С помощью специальной программы и чувствительного микрофона, я смог настроить точность хода с моментальный средним отклонением до 3сек/сутки. Реальное отклонение может незначительно отличаться, но все равно точность обоих механизмов на высоте, скажем за это спасибо и отечественному, ещё советскому часовому производству!
Финальным аккордом, устанавливаем стрелки, циферблат и устанавливаем механизмы в корпус. На механизме Полёт, предварительно добиваемся такого положения стрелок, чтобы дата календаря перещелкивалась строго в диапазоне от 23:55, до 0:05, а лучше строго на отметке 0:00. Остаётся только отполировать стекло и волшебным образом перед нами предстают прекрасные часы, практически в первозданном состоянии!
В таком виде они и отправятся к счастливому владельцу, которому будут служить ещё долгие годы!
Спасибо всем, кто дочитал этот опус до конца, вот вам за это Мяу!