Найти тему
Вестник истории

У Джона Сильвера из "Острова сокровищ" был прототип из Российской империи

Джон Сильвер, он же Окорок, он же Одноногий, он же Долговязый Джон является антагонистом романа «Остров сокровищ», и среди всех персонажей выделяется недюжинной харизмой, за что и полюбился читателям. Будучи пиратом, которого, с его слов, боялся сам Флинт, Сильвер умудрился сколотить состояние и открыть таверну, что пиратам удавалось крайне редко. Неудивительно, что состоятельного трактирщика Трелони даже не заподозрил в связях с пиратами: разве будет пират хранить свои капиталы в банке? Мало того, Сильвер стремился стать парламентарием, и наверняка имел хорошие шансы на это.

Сильвер привёл на корабль пиратов из шайки Флинта и намеревался убить капитана «Испаньолы» Смолетта, сквайра, Ливси, Джима и других. Однако пираты спутали ему все карты, а Джим успел подслушать разговор и доложить об измене. Впоследствии Сильвер уцелел, и по возвращении в Англию должен был предстать перед судом – Ливси обещал, что поможет спастись ему от петли. Но во время остановки, одноногий пират сбежал с корабля, прихватив с собой часть клада. С тех пор о нём никто ничего не слышал.

Долговязый Джон и его попугай Капитан Флинт
Долговязый Джон и его попугай Капитан Флинт

У многих героев романа были реальные прототипы, но личность Сильвера представляет для исследователей загадку. Возможно, прототипом был адмирал Бенбоу, потерявший ногу в сражении. Но это сомнительный кандидат, так как Бенбоу вследствие осложнений после ампутации, умер.

Есть более вероятный прототип: поэт и критик Уильям Хенли. Он давно был болен костным туберкулёзом, и впоследствии лишился ноги, но не терял духа и уверенности в себе. Хенли был знаком со Стивенсоном и впечатлил писателя своим острым языком и жизнелюбием. Вот только в море Хенли никогда не выходил, потому это тоже сомнительный кандидат в прототипы.

Если покопаться в источниках, то можно найти вполне реального одноногого моряка. В 1827 году в Порсмуте остановилась эскадра адмирала Сенявина, при котором был одноногий полковник, чиновник по особым поручениям Авраам Сергеевич Норов. Одноногий моряк, чья жизнь была полна увлекательных приключений. Это и есть наиболее вероятный прототип Джона Сильвера.

-2

Предыстория

Авраам Сергеевич Норов родился в 1795 году. В 1812 году принял участие в Отечественной войне. Во время Бородинского сражения прапорщику Норову перебило ногу вражеским ядром. Пришлось ампутировать конечность. Долгое время Норов отлёживался в госпитале, впоследствии научился ходить на протезе. В период реабилитации занимался любимым делом: изучал языки, историю, читал книги. Так он стал вхож в литературные круги, где познакомился с Дмитриевым, Пушкиным, Жуковским и другими выдающимися поэтами и писателями 1820-х. Но светская жизнь быстро наскучила Норову, и в 1822 году он решил совершить путешествие в Италию и на Сицилию.

В скором времени он добился возвращения на службу. На этот раз он служил чиновником по особым поручениям и переводчиком при адмирале Сенявине на флагманском корабле «Азов». Доподлинно его служебный путь неизвестен: Норов сопровождал Сенявина на деловых встречах, переводил документацию, выступал доверенным лицом на переговорах. В скором времени эскадра остановилась в Портсмуте. Для жителей города визит русских военных кораблей стал настоящим событием. Но особенно им запомнился одноногий моряк, что было явлением практически исключительным. Жители Портсмута ещё долго рассказывали об этом необычном явлении. Вероятно, Норов настолько хорошо запомнился горожанам, что рассказы о русском одноногом моряке дошли и до Стивенсона.

Адмирал Сенявин
Адмирал Сенявин

Путешествия

Авраам Норов, помимо прочего, был человеком религиозным. Прочтя Библию, он очень проникся её сюжетами и решил совершить путешествия по святым местам, считавшимися колыбелью христианства. В 1834 году, наконец, Норов посещает Египет, где получает своё прозвище «Папа деревяшки». В Египте он посетил пирамиды, совершил путешествие вверх по течению Нила в Нубию, описал подробно быт местных жителей, образ жизни мамелюков, поверья, святыни. Столь необычного путешественника, в конце концов, даже пригласил на приём хедив Египта Мухаммед-Али.

Мухаммед-Али паша Египетский
Мухаммед-Али паша Египетский

На этом одиссея Норова не окончилась: в скором времени он отправился в Палестину, и очень удачно подгадал время для прибытия в Иерусалим: в городе он оказался как раз в Великую Субботу. Удостоился чести находиться в часовне храма Гроба Господня в то время, как митрополит с незажженными свечами вошел в вертеп и повергся на колени перед Святым Гробом… Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и «митрополит вернулся с пылающим пуком свечей». Это был один из самых счастливых моментов в жизни Норова.

В дальнейшем он совершил паломничество в Эфес, Смирну, Пергам, Фиатиру, Сардис, Филадельфию, Лаодикию – семь мест, упомянутых в «Откровении» Иоанна Богослова. По пути домой посетил Грецию, Болгарию, Сербию, Галицию. Свои путешествия он подробно описал в собрании сочинений, и в 1854 году в печать вышло пять томов. С тех пор Норова считают первопроходцем русского паломнического движения.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Научная карьера

Вернувшись из путешествий, Норов нашёл себя в государственной службе. В течение шести лет он был председателем археографической комиссии, занимавшейся изучением быта Древней Руси. В 1854-56гг. Норов был министром просвещения. На этом посту он сумел претворить в жизнь ряд прогрессивных реформ – при нём увеличилось количество студентов в вузах, а также была облегчена цензура.

При этом не забывал Норов и о вере: он установил прочный контакт с православными церквями разных стран. С патриархами у него сложились товарищеские отношения, и к концу жизни он собрал библиотеку в 16 тысяч томов священных писаний, среди которых было 16 вариаций Библии на разных языках. Впоследствии библиотеку выкупил Румянцевский музей. В настоящий момент библиотека Авраама Норова принадлежит Российской Государственной Библиотеке.

-6

Смерть

В последние годы своей жизни Норов тяжело болел. Утром 23 января 1869 года к нему приехал лично император справиться о состоянии, а уже вечером сообщили о его кончине.

Как видите, у Норова с Джоном Сильвером было много общего: большие амбиции, авантюризм, смелость. Конечно, Сильвер был не того социального круга, как его русский прототип, однако сама биография Норова и его образ лихого одноногого моряка без труда наводит на мысль о Долговязом Джоне.

-7

(с) Андрей Долохов

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Мы будем очень признательны любой поддержке!