Найти тему

Выставка «Дягилев. Генеральная репетиция» в Третьяковской галерее

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения величайшего импресарио Сергея Павловича Дягилева и Третьяковская галерея отметила эту дату прекрасной выставкой «Дягилев. Генеральная репетиция», которую обязательно стоит посетить.

Выставка представляет произведения из двух уникальных коллекций Третьяковской галереи, связанных с историей «Русского балета» Сергея Дягилева.

Центральное место в экспозиции занимает коллекция оригинальных костюмов, которую музей приобрел некоторое время назад у частных коллекционеров Ольги и Айвора Мазур в Лондоне и теперь впервые демонстрирует ее на выставке. Это совершенно неотразимые наряды, практически от кутюр, созданные по эскизам таких выдающихся русских художников, как Лев Бакст, Николай Рерих, Александр Головин и Наталия Гончарова. Детально проработанные, расписанные и расшитые с тщательностью и огромной любовью, они производят невероятное впечатление. И пусть эти костюмы лишь один из тысячи фрагментов, из которых складывался спектакль, уровень их исполнения дает возможность понять, какими фантастическими были балеты дягилевской антрепризы.

Дягилев приглашал к работе лишь лучших и вдохновлял их создавать величайшие произведения – будь то многоцветные костюмы служительницы храма к балету «Синий бог» и подруги царицы к балету «Тамара» по эскизам Льва Бакста или женский костюм к балету «Весна священная», для которого Николай Рерих разрабатывает рисунок вышивки или кожаные сапожки к балету «Половецкие пляски», тоже созданные Рерихом.

Не менее ценным является костюм, созданный по эскизу Анри Матисса для балета «Песнь соловья» в 1920 году. Этот шелковый шедевр в китайском духе, расписанный вручную самим Матиссом, в свое время поразил парижскую публику и критиков (как и остальные костюмы и декорации), которые отмечали очень изысканные и гармоничные колористические сочетания.

Анри Матисс. Костюм к балету "Песнь соловья". 1920. ГТГ
Анри Матисс. Костюм к балету "Песнь соловья". 1920. ГТГ

В экспозиции также представлены костюмы к двум вариантам балета «Жар-птица» – первой версии 1910 года в оформлении Александра Головина, и возобновления 1926 года с костюмами и декорациями Наталии Гончаровой, которые позволяют сравнить, как меняется подход к сценическому оформлению постановки.

Вторая коллекция – это грандиозное собрание эскизов костюмов и декораций Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, фотографий артистов дягилевской антрепризы, программок, афиш и различных изданий, которые были собраны Михаилом Ларионовым за 15 лет работы с Сергеем Дягилевым. В 1989 году коллекция была передана в дар Третьяковской галерее по завещанию второй жены художника А. К. Ларионовой-Томилиной и теперь у нас есть уникальная возможность увидеть их на выставке.

Сотрудничество Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова с антрепризой «Русский балет» началось в 1914 году с оформления Гончаровой оперно-балетной постановки «Золотой петушок». Этот спектакль произвел настоящий фурор яркими и насыщенными костюмами и декорациями, на которые Гончарову вдохновили русские народные игрушки и старообрядческий лубок.

Наталия Гончарова. Эскиз декораций к опере-балету "Золотой петушок". 1914. ГТГ
Наталия Гончарова. Эскиз декораций к опере-балету "Золотой петушок". 1914. ГТГ

В следующем, 1915 году Ларионов и Гончарова присоединяются к Дягилеву в Швейцарии, где начинается активная работа над будущим репертуаром. В это время Гончаровой было поручено оформление балета «Литургия», который должен был стать балетмейстерским дебютом Леонида Мясина. Работа над ним шла очень тяжело. Постоянно возникающие идеи не складывались в единое целое и балет в итоге так и не был поставлен, однако эскизы костюмов Наталии Гончаровой являются одними из ее лучших графических работ этого времени. Она по-иному, нежели другие театральные художники, подходит к работе над ними, создавая полноценную и самодостаточную графическую серию на евангельскую тему.

В образах героев Гончарова соединяет стилистику разных эпох: сами фигуры и их лики напоминают о византийских иконах, а орнаменты, возникающие на их одеждах, заимствованы из образцов русской живописи и прикладного искусства ХVI-ХVII веков.

Костюмы некоторых персонажей, как и декорации, должны были быть покрыты фольгированными элементами, и, чтобы показать это, окончательные варианты эскизов Наталия Гончарова очень аккуратно покрывает цветной фольгой, что производит сильное впечатление. Перед нами результат очень трудоемкой работы над эскизами, которые сами по себе являются рабочим материалом при создании театральных постановок и в общем-то не требуют такой тщательности. Я специально снимала их под углом, чтобы сияние фольги в свете музейного освещения было наиболее сильным.

Еще одним значимым балетом, оформленным Наталией Гончаровой, была «Свадебка» (1923) с хореографией Брониславы Нижинской. Этот балет был задуман тогда же в 1915 году, но осуществить его удалось лишь 8 лет спустя, когда Стравинский завершил работу над музыкой. За это время Гончарова успела создать огромное количество эскизов костюмов и декораций (более 80 листов), каждый раз привнося в них что-то новое. В этих эскизах чего только нет – и русский фольклор, и более современные мотивы (фабрика с дымящими трубами позади деревенского домика, где уже стоит большой праздничный стол с венскими стульями).

Когда к работе над балетом подключилась Бронислава Нижинская, она забраковала все созданные Гончаровой эскизы и саму идею балета «с народной пляской и яркой многоцветной одеждой». Декорации и костюмы стали простыми и лаконичными, однако Нижинской удалось создать сильную и наполненную глубоким смыслом хореографию, оказавшую значительное влияние на балет XX века.

Михаил Ларионов в свою очередь не только разрабатывал в дягилевской антрепризе сценическое оформление, но и вместе с Мясиным продумывал хореографию. Работа над балетами стала для художника отличной возможностью реализовать идеи, озвученные им ранее в проекте футуристического театра и грима.

Первым оформленным им балетом было «Полуночное солнце» (1915), ставшее и для Мясина его балетмейстерским дебютом. Балет поставлен на музыку из оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, однако в основу либретто лег не весь сюжет оперы, а лишь эпизод празднества Солнца в средневековой русской деревне. Именно поэтому основным мотивом оформления стал солнечный диск, многократно повторяющийся.

«Русские сказки» (1916) – балет-антология известных русских сказок, в котором были истории о Бабе-Яге, Кикиморе и ее коте, Бове-королевиче, Царевне-Лебедь, трехглавом драконе. И здесь Ларионов-авангардист развернулся во всей своей мощи. Для Кикиморы он разработал футуристический грим, делавший балерину практически неузнаваемой.

А миниатюра Баба-яга воплотила ларионовскую идею движущихся декораций. Задник-лес был украшен красными цветами-колокольчиками, которые от дуновения ветра должны были качаться. Собственная хореографическая партия была и у избы Бабы-яги, которая оживала и отплясывала на сцене. Исполняли эту партию двое танцовщиков. Оживал и лес, лешие как бы возникали из декорации и сами напоминали своими громоздкими костюмами декорации. Все в этом балете жило, двигалось и создавало ощущение сказочного волшебства.

Балет «Шут», задуманный тоже в 1915 году, но реализованный в 1921 году, стал главным театральным проектом Ларионова и своеобразной кульминацией фольклорно-лубочного стиля в его сценографии и в целом в «Русском балете» Дягилева.

Вновь художником создаются движущиеся декорации, но дизайн костюмов Ларионов значительно усложняет, делая их кубистическими. Кроме того, в этом балете он официально выступил в качестве основного хореографа.

Отдельно стоить сказать о первом зале выставки, где представлены оригинальные афиши, визитки, театральная библиотека Михаила Ларионова, фотографии, черные пуанты Тамары Карсавиной для партии Коломбины в балете «Карнавал» и уникальный документ – контракт Карсавиной на участие во втором «Русском сезоне» в Париже в 1910 году. Будучи по первому образованию юристом я всегда с большим удовольствием изучаю такие документы.

Последний же зал оформлен в виде репетиционного, с зеркалами в пол, балетным станком и конструкцией, вдохновленной той, что была в последнем балете Ларионова – возобновленном «Лисе» (1922), над которым художник работал в 1929 году. Ларионов создал новые костюмы, дополнил декорации и заново поставил хореографию вместе с Сержем Лифарем.

На стенах в этом зале можно увидеть фотографии с репетиций балетов разных лет. Несмотря на то, что зарубежные архивы и библиотеки в последнее время активно оцифровывают и публикуют в открытом доступе документы и фотографии, связанные с «Русским балетом» Дягилева, многие из представленных на выставке я видела впервые.

В будущем, после реконструкции здания Третьяковки на Крымском валу в нем будет открыт мемориальный зал Сергея Дягилева, пока же я очень советую посетить эту выставку, которая работает до 12 марта 2023 года.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!