Найти тему

Лекция 22. Царь Давид

Автор: Соколов Николай Владимирович – кандидат богословия, профессор, декан Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на кафедре библеистики, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

В конце своего правления Саул полностью расстался с Самуилом. Между ними прекратились те отношения дружбы, которые были в начале. Самуил полностью порвал с царем и ушел к себе в Раму, где жил до самой смерти, не встречаясь с Саулом. «Крестный отец» еврейской монархии своими руками развенчал помазанника. После этого разрыва Саул стал страдать припадками, тяжелейшими заболеваниями, болезненно воспринимал людей и все окружение. Иногда его страхи доходили до безумия и только музыка успокаивала больного.

Недавно мне задали вопрос: «Как это, злой дух от Бога был послан?» Это библейское выражение, которое соответствует тому выражению духовности, которое было у Саула. Может ли Бог послать злого духа? Этим показывается, что сам злой дух не имеет никакой силы без попущения Божьего. Надо помнить, что диавол не имеет силы над человеком, если он своими грехами не отдаляет себя от Бога, не делает себя противником Бога; если же такое случается, злой дух приходит и вселяется в человека, как это и было с Саулом.

Бывает, что и на доброго человека злой дух нападает, например на Иова. У Саула была поражена именно душа. И эта больная душа вызывает в конце жизни Самуила. Саул мечется, не знает что предпринять, идет к волшебнице и там вызывает дух Самуила. В это время в доме Саула появляется Давид, человек, которому суждено будет сменить его на троне и совершить переворот во всей истории Израиля.

Перед нами образ Давида. Ему принадлежит особое место, хотя он не был чистым пророком. Когда мы вспоминаем Давида, мы говорим: «царь, псалмопевец и пророк Давид». На первом месте стоит «царь», на втором – «псалмопевец» и только на третьем – «пророк». Давид – прежде всего основатель Иерусалима, как духовного центра Израиля. Это великий религиозный мыслитель, который свои чаяния, искания Бога выразил в псалмах как поэт-псалмопевец. Его имя связано с зарождением мессианизма и составляет самую суть Священной истории.

Следует помнить, что есть как бы два Давида: есть Давид исторический и есть Давид поэтический. Одни приписывают Давиду всю книгу псалмов и Давида представляют вдохновленным мистиком, почти новозаветным христианским святым. Другие наоборот, приписывают Давиду то, что он был человек очень увлекающийся, довольно свирепый, мужественный и часто неразборчивый: проливал много крови, которую можно было и не проливать. Перед нами очень сложный, но очень типичный для своего времени человек.

Но это не просто человек, а царь Иудейский. И Библия, освещая его историю возвышения и правления, приводит источники, восходящие непосредственно к его времени, показывает Давида во всем его великом противоречии. Он одновременно и пламенный религиозный поэт и бесстрашный воин, искусный тактик, не пренебрегающий порой сомнительными средствами для достижения своих целей.

Давид производит величайшее впечатление на тех, кто когда бы то ни было изучает его историю и говорит о нем. Происходил Давид из Вифлеема, из небольшого иудейского городка, где с детства пас овец у своего отца Иессея. Во время странствования по горам он научился пользоваться оружием и лирой. Именно в таком человеке нуждался Саул, он сделал юношу своим оруженосцем, а его игра на инструменте отгоняла злой дух от царя. Музыка может преображать человека, но и может низводить его до глубин ада. Музыка Давида была возвышенной, это музицирование влияло на душу Саула.

В доме Саула Давид очаровывает всех. Наследник Ионафан становится его лучшим другом. Сначала Саул сватает за Давида свою старшую дочь, однако она выходит замуж за другого, а Давида полюбила другая дочь – Мелхола, которую он также полюбил и он становится своим человеком для царя. Царь дает ему ответственные поручения, которые Давид выполнял блестяще, женит его на Мелхоле и ставит его начальником над военными людьми. Каким же образом произошло это продвижение? Сначала его помазывает на царство престарелый Самуил. Это событие произошло в доме его отца (1Цар. 16).

«Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его (он говорит про Елиава); Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. И позвал Иессей Аминадава и подвёл его к Самуилу, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь» (1Цар. 16:7-8).

Всех сыновей подводит Иессей и Самуил всех отвергает. Он спрашивает, нет ли еще сыновей и Иессей отвечает, что есть еще меньший, он пасет овец.

«И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда». Приходит Давид и сказано: «он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом». Мир, который созидает Господь в сердце, отражается в глазах человека. Видимо, тот духовный мир, который имел Давид в себе, был и замечен Самуилом и «сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму».

Далее идет история возвышения Давида, которая связана с тем, что Давид побеждает знаменитого Голиафа. И здесь Давид проявляет себя, как истинный почитатель Бога Всевышнего. Он идет на врага без привычного вооружения воина, без брони. «И снял Давид все это с себя. И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке выступил против Филистимлянина». И когда Голиаф увидел это, то сказал:

«Что ты идешь на меня с палкою? Разве я собака? И сказал Давид: нет, но хуже собаки. И проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твоё птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идёшь против меня с мечом и копьём и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам труп твой и трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным» (1Цар. 17:43–46).

И вот тогда Филистимлянин стал подходить. Перед нами сцена сражения, когда два единоборца сошлись. Давид пришел без оружия – его оружие было психологическое. Он сказал такие слова, что Голиаф обезумел от злости. Когда человек в безумной злости бросается, то он часто забывает об элементарных вещах, которые нужно сделать. Голиаф думает, что Давид идет без оружия, он не думает, что у Давида есть что-то против него, он пренебрег элементарными средствами защиты. Голиаф побежал, чтобы растоптать этого дерзкого мальчишку, который поносит его и его богов. Этим воспользовался Давид. Он кидает камень с пращи и оглушает первым камнем Голиафа. Тот падает, оглушенный ударом по голове и лишается в этот момент воли и сознания. Этого момента достаточно, чтобы Давид отрубил ему голову его же мечем. На этом закончился поединок.

Michelangelo Merisi da Caravaggio. «Davide e Golia», конец XVI века
Michelangelo Merisi da Caravaggio. «Davide e Golia», конец XVI века

Меч Голиафа стал потом мечом Давида, и до сих пор хранится у магометан в мечети Омара, в том самом месте, где раньше располагался Храм Иудейский. Это первая победа Давида и после неё он прославился как военноначальник и сильный человек. По его возвращении женщины пели: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостаёт только царства». И тут он говорит, чтобы Давид взял его дочь себе в жены. Этим самым он приближал его внешне, но по сути дела, обрекал его на смерть, потому что так сказал: «Отдам её за него, и она будет ему сетью, и рука Филистимлян будет на нём. И сказал Саул Давиду: через другую ты породнишься ныне со мною. И приказал Саул слугам своим: скажите Давиду тайно: вот, царь благоволит к тебе, и все слуги его любят тебя; итак, будь зятем царя. И передали слуги Сауловы в уши Давиду все слова эти. И сказал Давид: разве легко кажется вам быть зятем царя? Я – человек бедный и незначительный. И донесли Саулу слуги его». Саул сказал, что он не хочет никакого вена, т.е. выкупа, кроме ста краеобрезаний Филистимских. Т.е. Давид должен был убить сто филистимлян и принести свидетельства их смерти. Давид перестарался, он убил двести и принес двести краеобрезаний. Здесь – другая черта Давида, которая ставится ему в укор – его необузданность. И Давид после этого стал зятем царя, Саул выдал за него дочь в замужество и сказано:

«И стал Саул ещё больше бояться Давида и сделался врагом его на всю жизнь».

Легко понять, что у мнительного Саула возникает подозрение на счёт любимца, баловня судьбы, белокурого с красивыми глазами, действительно, ему не хватает только царства. В припадках ярости Саул сам неоднократно пытался убить его, метая в него копьё и только чудо спасало Давида. Становилось ясным, что царь решается уничтожить своего противника, но Ионафан, старший сын Саула, предупреждает Давида об опасности, навлекая на себя гнев отца. Мелхола тоже спасает его от подосланных убийц, спуская мужа из окна, когда они приходят за ним. Давид уходит из Гивы и бежит в Раму к Самуилу. Вот где он мог обрести поддержку.

Мелхола спускает Давида из окна
Мелхола спускает Давида из окна

Этот шаг показывает, что юноша всерьёз принял вызов Саула. Рама – центр оппозиции Саулу. И тщетно люди царя пытаются найти беглеца. Остается тайной, о чём говорили тогда Давид и Самуил, о чем они совещались. Однако вскоре Давид приобретает себе еще одного союзника в лице Авиафара, священника из Номвы, последнего отпрыска семейства Илия, некогда хранившего Ковчег завета. Члены этого семейства служили, надев на себя ефод. Вскоре по приказу Саула все номвинские священники были перебиты за помощь Давиду. Спасся один Авиафар, который явился к Давиду и принес с собой ефод. Ефоду придавался особый смысл, на нем совершалось гадание. Ефод был одним из элементов мистического обращения, и не случайно, что его берегли особо тщательно.

Первосвященник в ефоде (похож на фартук)
Первосвященник в ефоде (похож на фартук)

В течение некоторого времени Давид скрывается в горах и пустынях, к нему стекаются всевозможные беглые люди, недовольные, различные искатели приключений. Из этих отчаянных людей образуется довольно большой отряд, которым прекрасно управляет Давид и своим великодушием и отвагой покоряет даже разбойников. Когда он однажды скрывался, то встретил некую женщину Авигею и очень она ему понравилась. Она тоже, видимо, почувствовала, что он неравнодушен к ней, но у неё был жестокий кровожадный муж по имени Навал, который жёстко обошёлся с Давидом. Давид стерёг его стада, и рассчитывал на благодарность, но Навал оставил посланников Давида с пустыми руками. Давид сказал, что сегодня ночью он истребит всё мужское и обнажив мечи отряд Давида пошёл на этого человека.

И тут его жена Авигея почувствовала, что дело будет кровавое, предупредила это пришествие тем, что послала к нему слуг и дала все, что только можно было: и вина, и смокв, и упитанных тельцов и сама встретила его и сказала: «Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал — имя его, и безумие его с ним. Вот эти дары, которые принесла раба твоя господину моему, чтобы дать их отрокам, служащим господину моему». И Давид сказал, что «благословен Господь, Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне, и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя». Он говорит:

«Но, – жив Господь, Бог Израилев, удержавший меня от нанесения зла тебе, – если бы ты не поспешила и не пришла навстречу мне, то до рассвета утреннего я не оставил бы Навалу мочащегося к стене. И принял Давид из рук её то, что она принесла ему, и сказал ей: иди с миром в дом твой; вот, я послушался голоса твоего и почтил лицо твоё. И пришла Авигея к Навалу, и вот, у него пир в доме его, как пир царский» (1Цар. 25:34–36).

Juan Antonio de Frías Escalante. «La prudente Abigail», 1667
Juan Antonio de Frías Escalante. «La prudente Abigail», 1667

Она не стала его тревожить, а утром, когда он встал, она ему сказала, что ночью смерть была от него на волоске. После таких слов, судя по описанию в Библии, его разбил паралич. Видимо, психологически он пережил свою смерть, и «замерло в нём сердце его, и стал он как камень». А через десять дней поразил Господь Навала и он умер.

«И услышал Давид, что Навал умер, и сказал: благословен Господь, воздавший за посрамление, нанесённое мне Навалом, и сохранивший раба Своего от зла» (1Цар. 25:39).

После этого Авигея села на осла, взяла служанок своих и пошла с послами Давида и сделалась его женою. «И Ахиноаму из Изрееля взял Давид, и обе они были его жёнами. Саул же отдал дочь свою Мелхолу, жену Давидову, Фалтию, сыну Лаиша, что из Галлима» (1Цар. 25:43–44).

Так Давид утешался с жёнами, спасаясь от Саула, бегая по пустыням Иудейским. После женитьбы Давида на вдове богатого земледельца улучшается его материальное положение. Теперь это уже воин, который располагает своими стадами, и чем больше укрепляется Давид, тем больше его преследует Саул. В конце концов, Давид просит защиты у Филистимского царя Анхуса, который с радостью принимает его, довольный тем, что Израиль лишается такого вождя и Давид становится его вассалом.

Анхус даже даёт ему во владение город Секелаг, откуда Давид делает постоянные набеги на бедуинские племена. По тем временам это значило – оставить наследие Яхве и служить богам чужим. Но Давид в Секелаге оставался верным Богу отцов, при нем неотлучно находился пророк Яхве и Авиафар с ефодом, через который Давид постоянно вопрошал Бога. Между тем, близилось завершение земной жизни Саула, он решался к последним битвам с Филистимлянами.

Изучая Священную историю Ветхого Завета, мы останавливались на событиях периода неразделённого еврейского царства. Саул, к сожалению, не смог оправдать того, что было возложено на него Господом. Он всё более и более в процессе своей деятельности жертвовал религиозными интересами израильского народа в угоду политическим интересам и через то, по слову священного историка, Дух Господень отступал от Саула и овладевал им дух нечистый. Вершиной падения Саула стала его бесславная кончина.

После того как ему было предсказано, что он умрет, отряды Саула в решающей битве были смяты, обратились в бегство. Погибли все три сына царя и сам Саул был изранен стрелами, однако, не умер, но не желая попасть в плен, бросился грудью на собственный меч и покончил жизнь самоубийством.

Даже перед лицом смертельной опасности этот человек дал волю той неуёмной гордости, которая всегда в нём присутствовала. Опасаясь надругаться над собственным телом, он попросил своего оруженосца, чтобы тот убил его, пресёк жизнь. Оруженосец отказался это сделать. Отказался, во-первых, избегая прямого нарушения шестой заповеди, и во-вторых, избегая пролития царской крови.

Смерть Саула
Смерть Саула

Смерть иудейского царя означала полное торжество филистимлян, отныне они чувствовали себя хозяевами во всей стране. Тела Саула и его сыновей были повешены на стене крепости Беф-Сана, как трофеи. Ночью жители Иависа, некогда спасенного Саулом, сняли трупы и предали их погребению. Давида глубоко поразило известие о смерти Саула и Ионафана, и хотя были вражда и соперничество с царским домом, он невольно выражал эту скорбь и написал по смерти Ионафана прекрасную лирическую поэму:

«Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем. <...> Дочери Израильские! Плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы. Как пали сильные на брани! Сражён Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!» (2Цар. 1:19–27).

Вторая книга Царств

История царствования Давида и его сына и преемника Соломона излагается во 2 книге Царств и 1 и 2 книгах Паралипоменон. 2 книга Царств может быть условно разделена на 3 части. Первые четыре главы объемлют предварительное царствование Давида над коленом Иудиным, когда столица его была расположена в Хевроне и когда Иерусалим не был еще в руках народа Божия. Главы с 5 по 10 рассказывают о царствовании Давида над всем народом израильским от взятия Иерусалима до основного грехопадения Давида. Третья часть с 11 по 18 главы, т.е. до конца книги Царств говорит о тех обстояниях, которые явились духовными последствиями угасания духа в самой личности Давида и явились духовными последствиями его греха.

Последняя часть говорит об усмирении бунта Авессалома и возвращении Давида на царствование.

Давид после смерти Саула почувствовал, что настало его время. По совету священника и пророка он собрал всех своих людей, свои стада, своё имущество и двинулся из города Секелага в родную Иудею. Там в городе Хеврон у него было много сторонников. Старейшины Иудеи встретили Давида, как человека, на которого можно было опереться и довериться ему. И он был сначала единодушно провозглашен царем Иудейским.

В Иудее не очень считались с властью Саула и там достигнуть авторитета было в то время довольно легко. Несколько лет продолжалось соперничество между домом Давида и Иевосфея. Иевосфей был младшим сыном Саула и после его смерти был провозглашён царём. В этой борьбе Давид старался проявить справедливость и после того, как Иевосфей пал жертвой заговора, Давид приказал казнить убийц. В память об Ионафане Давид взял его сына (Мемфивосфея), являвшегося прямым наследником, под свою защиту. В то время Давиду исполняется 30 лет. На его пути уже никто не стоит, народное собрание всего Израиля в Хевроне провозгласило его царём над всеми коленами.

Убийство спящего Иевосфея
Убийство спящего Иевосфея

«Вот, мы – кости твои и плоть твоя; ещё вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: ты будешь пасти народ Мой Израиля, и ты будешь вождём Израиля» (2Цар. 5:1–2).

Достаточно продолжительный период времени, Давид был помазан на царство законным образом и ему было обетовано, что он унаследует престол царства. Господь отъял царство у Саула и передал Давиду. И тем не менее, Давид, имея прямую возможность убить Саула никогда ей не воспользовался, памятуя о том, что особенная благодать помазания лежит и на Сауле, и какая-либо расправа над царем была бы прегрешением против Бога. Бог поставил этого человека, Бог и отымет его, Бог и пресечёт деятельность этого человека каким-либо способом, который будет Ему благоугоден. И не дело члена ветхозаветной церкви вершить то дело, которое принадлежит одному Господу Богу. Никто да не дерзнёт взять на себя Божественные полномочия!

Второй царь – Давид явил полную противоположность Саулу. Давида, пожалуй, можно отнести к величайшим праведникам Ветхого Завета, хотя нужно понимать, что ветхозаветная праведность ограниченна, она не даёт раскрыться полностью той нравственности, которая преподана Господом Иисусом Христом во святом Евангелии. И когда мы говорим о ветхозаветных праведниках, нужно понимать, что это та вершина, которую могло достичь человечество до Христа.

Оставшиеся в живых потомки Саула были окончательно отстранены и Мелхола, первая жена Давида, дочь Саула была возвращена Давиду. Это как бы закрепило его положение, как царя. Итак, воин, певец, беглец превратился в Израильского царя. Это произошло приблизительно около 1000 года до Р.Х. Давид несомненно видел превратности своей судьбы и во всём видел поддержку Бога Израилева, которого избрал для спасения народа. И хотя вера Давида носила на себе печать ветхозаветного времени, она была искренней и пламенной, являя собой пример личного и живого отношения к Богу.

Мы можем посмотреть один из псалмов Давида, написанных им в то время. Псалом Давида об избавлении от врагов.

«Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту. Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня, и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя. Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои. К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои» (Пс. 16).

Дивный псалом, написанный в период, когда он избавился от Саула и стал царем Израиля. В этом псалме весь Давид: восторженный, горячий, верящий в Бога и верящий в покровительство Бога Израиля. Пока шло соперничество между Саулом и Давидом, филистимляне в эту распрю не вмешивались. Но как только Давид стал царем всего Израиля, им это очень не понравилось. Они создали свое войско и двинулись на Хеврон, где была столица Давида. Однако, Давид уже имел боевой опыт, он нанёс жестокое поражение филистимлянам, напав на них с тыла и преследовал их до самого Газера. Эта победа положила конец зависимости Израиля. Впоследствии еще несколько удачных сражений полностью обессилили филистимлян и принудили их заключить мир с Израилем.

Самым большим общественным делом Давида было создание столицы. Он не захотел остановить свой взор ни на одном из известных городов. Однако, царь обратил свой взор на мощный замок Сион, который возвышался над потоком Кедронским на высокой скале. Он находился в руках большого хананейского клана и считался неприступным. Ходила такая поговорка, что Сион могут защитить слепой и хромой. И, однако, Давида не остановили трудности. Он смог овладеть Сионом, замок был назван городом Давида, окружающему его городу (который в то время назывался Иевус) было дано прежнее название – Иерусалим. Старейший район Иерусалима и сейчас называется городом Давида.

Когда Давид основал своё государство, Иерусалим и его окрестности выглядели совсем иначе, чем сейчас. Воды Кедрона были тогда оборонительными укреплениями, они защищали город своей неприступностью. Крепость также была внушительных размеров. Давид понимал, что сам по себе город не может стать знаменем своей державы. В нём должно было присутствовать то, что объединяет всех людей. Ни ефоды, ни урим, ни туммим не могли служить знаком присутствия Яхве в столице. Давид понимает, что здесь должна быть самая великая святыня – Ковчег завета.

В то время Ковчег хранился как бы на хранении у частного лица. Давид решает торжественно перенести его в новую столицу и тем самым сделать Сион святым городом. Это событие происходит после того, как Давид был торжественно помазан царём над Иудеей. Кроме помазания, которое было от Самуила, было ещё помазание на царство от старейшин Израиля и Иуды – как бы тройственное помазание.

«И собрал снова Давид всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч. И встал и пошёл Давид и весь народ, бывший с ним, из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. И поставили ковчег Божий на новую колесницу, и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу. И повезли её с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шёл пред ковчегом. А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и кимвалах.

И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простёр руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог в там же за дерзновениеи умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы». И устрашился Давид в тот день Господа, и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? И не захотел Давид везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара Гефянина. И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его» (2Цар. 6:1–11).

Оза погиб, потому что дерзновенно коснулся Ковчега завета, т.е. в нём не было уверенности, что Бог поддержит ковчег, который наклонили волы. Оза не имел права касаться ковчега. Его смерть была подтверждением для всех остальных, что Господь – это страшно, к нему надо относиться с благоговением, с великим почтением и с великим чувством смирения, что из-за своего «я», «я поддержу ковчег», своей личной гордости и качеств, которые были неприятны Господу и был поражён Оза.

Дальше мы читаем, что ковчег оставался в доме Аведдара Гефянина и весь дом его освятился. Это событие упоминается в чине Православной Церкви при освящении дома. После трёх месяцев пребывания в доме Аведдара, ковчег был торжественно принесён в столицу Давида, в Иерусалим. И Давид скакал во всю силу перед Господом, как простолюдин и был одет в один льняной ефод, т.е. в одну нижнюю рубашку. И когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола дочь Саула смотрела в окно и увидев Давида, скачущего и пляшущего перед господом «уничижила его в сердце своём» и сказала об этом Давиду. А Давид ответил ей, что перед Господом плясать буду и благословен Господь, который предпочёл меня отцу твоему и всему дому твоему, утвердив меня вождём народа Израиля.

«Пред Господом играть и плясать будуи я ещё больше уничижусь, и сделаюсь ещё ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен. И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти её» (2Цар. 6:21–23).

Давид отдалился от Мелхолы, вот что произошло после того, как она посмеялась над ним. В этих своих словах он был разгневан и опечален и невольно пророчествовал сам о себе, потому что сказал: «И сделаюсь ещё ничтожнее в глазах моих». Так и случилось, когда он был опозорен перед всем народом, был изгнан своим собственным сыном и весь дом его был обесчещен перед глазами всего Израиля.

Удивительная судьба ждала Иерусалим в будущем. Ведь именно здесь прозвучит мощный голос пророков Исаии и Иеремии, здесь будет совершаться великая драма веры, здесь будет Крест Христов, и именно здесь, в Иерусалиме, прольётся кровь первых христианских мучеников. Перед нами образ Давида, которого мы не всегда знаем. Давид положил себе в сердце построить храм в Иерусалиме.

«Когда царь жил в доме своём, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. И сказал Нафан царю: всё, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою. Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой, Израиля: «почему не построите Мне кедрового дома»? И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождём народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицом твоим, и сделал имя твоё великим, как имя великих на земле. И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своём, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде <…> и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твоё, которое произойдёт из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моемуи Я утвержу престол царства его на веки» (2Цар. 7:1–13).

«И пошёл царь Давид, и предстал пред лицом Господа, и сказал: кто я, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!» После того, как Давид понял, что Господь не допускает его до построения дома, потому что он «пролил много крови и вёл большие войны» и построит дом не он, а его потомок, Давид начинает заготовку всего того, что необходимо для постройки дома для Господа.

Некоторые типологии в отношении Давида. Давид – это избранный Богом царь и верный Богу царь. Господь говорит: «и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицом твоим, и сделал имя твоё великим, как имя великих на земле».

Здесь Бог открывает по отношению к Давиду как бы три непреложные истины: Я взял тебя, Я был с тобою везде и Я сделал имя твоё великим. На чём основаны такие отношения между Богом и Давидом? На законе или на благодати? Конечно, на благодати, то есть на обещании, данном в Ветхом Завете Аврааму, Исааку и Иакову, жившим задолго до Синайского закона. Мы можем сравнить избрание Давида с новозаветным избранием, о котором говорится в Послании ап. Павла к Римлянам:

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу; Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:28–31). Давид поступает, как особый Божий избранник, на которого распространяется Божья благодать.

Поговорим также об Ионафане. Он, по мнениям некоторых богословов, особый мессианский образ, прообраз Христа (хотя и несовершенный), Его любви, Его дружелюбия. Сын царя не стыдится сделать своим другом сына пастуха, так же, как и Христос не стыдится называть нас своими братьями. Душа Ионафана так привязалась к душе Давида, что он готов был отдать за него свою жизнь. Подобно Иисусу, который так возлюбил Своих сущих в мире, что любил их до конца. Ионафан (1Цар. 18:3) заключает с Давидом вечный союз, так же и Христос заключает с нами союз Нового Завета. При этом Ионафан снимает свой плащ, свои одежды и даже свой лук, меч и пояс отдаёт Давиду. Так же и Иисус Христос снимает с Себя всю славу Свою, весь блеск одежды справедливости и вооружает и препоясывает нас на борьбу веры. Ионафан укрепляет Давида в его слабости, а Христос обращается к нам: «Сила Моя совершается в немощи». Ионафан с опасностью для себя служит посредником между отцом и Давидом, так же и Христос выступает в роли посредника между Богом и людьми, сам будучи Богом.

Давид, как пастырь, царь и пророк также является прообразом Христа Спасителя. Прежде всего – Вифлеем, место рождения и Христа, и Давида. Мирная подготовка к выступлению их на проповедь. Христос вышел на проповедь в 30 лет, Давид тоже стал царем в 30 лет. Христос до этого мирно жил у своих родителей и своих близких и мало кто о нём знал. Так же и Давид до своего призвания вёл мирную жизнь пастуха, пася стада своего отца. Давид многократно рискует жизнью из-за своих овец, и Господь также говорит, что «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

«И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его» (1Цар. 17:34-35)
«И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его» (1Цар. 17:34-35)

Будучи помазанником Божиим, Давид подвергается преследованию, презрению и отторжению. А Христос и есть Помазанник, то же происходит и с Ним. Давида принимают с радостью, после того, как он был изгнан своим сыном Авессаломом. И в конце Нового Завета мы слышим радостный крик христиан последних времен: «Ей гряди Господи! Маранафа!»