Краткая инструкция, как подвести итоги года.
✔ Шаг первый — написать пост и похвалиться многомиллионным доходом.
✔ Шаг второй — посчитать выручку, прибыль, расходы, эффективность сотрудников и удалить пост.
Шаг 1. Оценить годовую выручку и прибыль
Главное в подведении итогов — понять, чем компания занималась весь год. Здесь есть варианты: работала в прибыль, приносила убытки или стояла на месте.
Чтобы понять, как прошел год для бизнеса, нужно посмотреть ОПиУ — отчет о прибылях и убытках. Об этом отчете мы говорим чуть ли не в каждой статье, поэтому, надеемся, у вас он есть.
Если у вас нет шаблона ОПиУ, возьмите наш
Итак, ОПиУ ведут весь год, а к концу года получают годовую прибыль.
Итоговую прибыль за год сравнивают с двумя показателями:
- Фактической прибылью за прошлый год — в прошлом году было 10 млн, в этом году 15 млн, мы красавчики.
- Планами на этот год — если план выполнили от 80 до 120%, мы тоже красавчики. Если меньше 80% или больше 120%, нужно разбираться, насколько реальные планы были поставлены и как компания работала. Это не про математику, а про рефлексию.
Если плана на этот год не было, самое время запланировать прибыль на следующий год. План должен быть реальным, но с вызовом — чтобы было к чему стремиться.
Кроме прибыли, в ОПиУ также смотрят выручку — и также сравнивают ее с фактической выручкой за прошлый год и с планом на этот год.
Отдельно можно оценить рентабельность по месяцам: посмотреть, в какие месяцы рентабельность была высокой, а в какие — проваливалась. И здесь тоже не про расчеты, а на подумать: почему так получилось, возможно, компания сделала слишком много скидок и ушла в убыток или неудачно сменила поставщика.
Шаг 2. Посмотреть долю административных и коммерческих расходов
Усложним задачу: допустим, в прошлом году выручка была 10 млн, в этом году — 20 млн. Может показаться, что мы снова красавчики, но как бы не так. С ростом выручки могут вырасти и расходы, которые съедят разницу.
Запомните общее правило: с ростом выручки доли коммерческих и административных расходов должны падать.
Напомним, что есть что:
- коммерческие расходы — это реклама, маркетинг, зарплаты менеджеров по продажам и директора отдела продаж;
- административные — бухгалтерия, аренда офиса, закупка канцтоваров, зарплата гендиректора.
Эти расходы могут увеличиваться, например зарплаты сотрудников, но в любом случае выручка должна расти быстрее.
Разберем на примере:
У компании «Огурцы» выручка 10 млн, административные и коммерческие расходы — 2 млн.
Считаем: 2 / 10 = 20% — это доля расходов в выручке.
В этом году расходы выросли до 3 млн, а выручка — до 20 млн.
Считаем: 3 / 20 = 15%.
Получается, в абсолютных цифрах расходы растут, но в соотношении мы видим, что у компании всё хорошо: расходы относительно выручки уменьшаются.
Бывает наоборот: выручка выросла, но расходы выросли еще сильнее. Например, выручка стала 20 млн, а расходы 5 млн. Тогда доля расходов в выручке становится уже 25%.
И получается, что раньше компания могла получить выручку меньшими расходами. Это значит, что теперь она работает не так эффективно, а рентабельность по чистой прибыли уменьшается.
Шаг 3. Посчитать выручку на сотрудника
Идем дальше и смотрим, не зря ли наняли в этом году новых сотрудников. Или, может, в следующем году с ними придется попрощаться.
Для этого считаем выручку на каждого сотрудника:
В компании «Томат» вот уже несколько лет работает 50 человек, а ежегодная выручка бизнеса — 10 млн. 10 млн / 50 чел. = 200 000 ₽ — столько денег принес каждый сотрудник.
В этом году компания стала расти: выручка поднялась до 15 млн, а на работу взяли еще 50 человек. 15 млн / 100 чел. = 150 000 ₽ — столько денег принес каждый сотрудник в этом году.
Получается, компания могла зарабатывать больше денег меньшим количеством людей, а сейчас несет лишние расходы. И то, что формально выручка выросла, еще ничего не значит.
Выручку на сотрудника можно считать как на всех сотрудников, так и на только коммерческий блок — менеджеров по продажам, директора. Но смысл такой же: если сотрудников стало больше, выручка должна вырасти, иначе зачем компании столько людей.
Шаг 4. Оценить остатки денег на счетах
Еще один отчет, который поможет подвести итоги года, это отчет о движении денежных средств, или ДДС. Если его нет, можно смотреть выписки по счетам.
Если у вас нет шаблона ДДС, его тоже можно взять у нас
Итак, в отчете ДДС нас интересует раскладка за год по месяцам: сколько было поступлений, оплат и главное — сколько денег оставалось каждый месяц.
Если видим, что какие-то месяцы провалились, например из-за сезонности бизнеса, их нужно взять на заметку:
- отложить деньги заранее, когда есть хорошие поступления — чтобы поддерживать бизнес в несезон;
- запланировать возможный кредит — отметить себе, что в таком-то месяце потребуется кредит, и заранее оформить его.
В целом это нужно, чтобы заранее спланировать, как компания будет выходить из ситуации, если в следующем году она повторится.
Шаг 5. Понять, насколько эффективно работают деньги
И финально: в конце года стоит посчитать рентабельность капитала — чтобы понять, насколько эффективно работают деньги.
Рентабельность капитала считают по формуле:
Чистая прибыль за год / Собственный капитал * 100%
Например, компания заработала за год 20 млн рублей, при этом предприниматель вложил в нее 10 млн. Считаем по формуле:
20 млн / 10 млн * 100% = 20%
Этот результат сравнивают с результатом прошлого года, а также с банковскими процентами и тем, сколько зарабатывают конкуренты по отрасли. Если по депозитам банки дают 7%, а наш предприниматель смог заработать 20% годовых, он неплохо потрудился.
Другой вопрос — если рентабельность оказалась бы 5%. Вот тут стоит задуматься, а нужен ли этот бизнес, если на кошках можно больше заработать.
В любом случае собственнику бизнеса нужно сесть вместе с финдиректором и продумать, как в следующем году они могут увеличить рентабельность капитала, и составить план. Если что, наши финдиры могут с этим помочь.
Коротко
Итак, как подвести итоги года и что делать с этим знанием в следующем году.
- Оценить годовую выручку и прибыль → запланировать, сколько компания хочет заработать в следующем году. С вызовом себе.
- Посчитать долю административных и коммерческих расходов относительно выручки → проанализировать, есть ли перекосы, и запланировать на следующий год выровнять это соотношение.
- Посчитать выручку на сотрудника → уволить бездельников.
- Оценить остатки денег на счетах за каждый месяц → заложить бюджет на провальные месяцы.
- Посчитать эффективность капитала → продумать вместе с финдиром, как повысить рентабельность в следующем году.
- И написать пост с итогами года в соцсети, конечно!
Поможем с итогами года
Если хотите, чтобы в следующем году было чем гордиться, наши финдиры помогут. Смотрите, что они уже сделали в разных компаниях:
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-экскурсия.