Дорогие друзья, всем привет!
В данной статье я расскажу про некоторые ламповые аудио усилители, которые мне довелось собрать за период моего увлечения электроникой. Особенных обсуждений вопросов схемотехники не будет, скорее сделаю упор на свои субъективные ощущения при прослушивании, а также некоторые особенности конструирования.
Однотакт на 6L6GC
Первым более или менее похожим на законченное устройство был маленький однотакт на 6L6GC. Собрал я его, если память не изменяет, осенью 2015 года. Схема приложена, как видите - совершенно ничего эдакого. Первый каскад - СРПП на триодах 6Н23П или 6Н5П, выходная лампа включена триодом, смещение фиксированное с подстройкой, питание кенотронное на 5Ц3С. Вот в принципе и все. В правой части схемы батарея резисторов для гашения напряжения накала кенотрона - не было нужного силовика на момент сборки.
Платы заводские, монтаж выполнен жирными проводами Radox 125 от Huber+Suhner, использовал я дорогие, якобы супер-круто звучащие конденсаторы (по моему на фотке в как раз такой Nichicon Fine Gold). Выходные трансформаторы от фирмы Золотая Середина, вполне себе хорошие изделия. Корпус небольшой, китайский с алюминиевой лицевой панелью. В общем что получилось видно на фото, по-моему достаточно симпатично.
Что касается звука. Вы знаете, я этот усилитель готов советовать любому начинающему. Во-первых, он простой как входная дверь и поэтому надежный (к слову, с примерно 2017 года он трудится у другого хозяина и до сих пор не было никаких нареканий). Во-вторых, он умеренно нелинейный и "те самые" ламповые искажения и соответствующий окрас слышно вот прям очень хорошо. Его минус это выходная мощность в несколько Ватт на канал. Если у акустики чувствительность выше 90 дБ, то есть достаточно высокая, то этой мощности вполне себе хватит для озвучивания небольшой комнаты. С более тугой акустикой ему конечно придётся тяжело. Но в целом - усилитель очень даже достойный при его цене и сложности.
Однотакт на 6С4С
В течение 2016 года наигравшись, начитавшись и наслушавшись я решил двинуться дальше и стал поглядывать на наш отечественный выходной триод 6С4С как на нового кандидата для усилителя. Лампа воистину классная, линейная, мощность неплохая, красивая в конце концов :) Схем однотактных усилителей с ней пруд-пруди, но в конечном счете собирал я по этой, за что огромное спасибо Дмитрию Андронникову, который не только помог с разработкой схемы, но и подогнал пару шикарных триодов 6P5G производства Sylvania.
Как видно схема уже чуть-чуть сложнее предыдущей. Для питания 6С4С используется кенотрон 5Ц3С, для питания входного каскада - кенотрон 6Ц5С. Смещение тут также фиксированное, с подстройкой. Для накала 6С4С организована своя цепь питания со стабилизатором (все же лампа прямонакальная). Трансформаторы я использовал от Алексея Шалина, совершенно потрясающие изделия, как массогабаритными характеристиками, так и качеством.
Платы также заводские, фото в процессе монтажа.
Упаковал я всю эту историю в два моноблока. Накладка из полированной стали, лицо из натурального ореха, шиковал в общем (наивно полагал, что эта конструкция на всю жизнь и поиски окончены, угу...).
Теперь что касается звука. Вот с этим усилителем был вау-эффект! Настолько звук был чистым, осязаемым, прям детальным каким-то, сначала просто потрясает, особенно если опыта маловато ;) Да он и потом не перестал быть крутым, просто мощности не хватало: в наиболее громких моментах слышны искажения, некоторая компрессия. В общем год радостей и снова поиск. Моноблоки были разобраны и распроданы по частям.
Lynx VTA-65, двухтакт на 6L6GC
Еще после конструкции однотакта у меня осталось штук наверное 10 лампочек 6L6GC, которые надо было куда-то пристроить. По счастливой случайности (как всегда) от моего друга и товарища Сергея Жукова, который вместе с Дмитрием Андронниковым и формирует костяк Lynx Audio, мне достались платы усилителя Lynx VTA-65. Схемы его в общей доступности нет, интеллектуальная собственность не моя, соответственно показать я ее не имею права. Да и если честно есть у меня только сборочный чертёж, не более. Но аппарат уже был на голову серьезнее и сложнее всех предыдущих вместе взятых и я долго межевался, стоит к нему приступать или нет, хватит ли мне квалификации? В итоге хватило, усилитель был собран и за период эксплуатации претерпел ряд модернизаций, а именно - добавил систему квазисенсорного включения, пульт ДУ, систему контроля токов ламп выходного каскада, систему индикации уровня, немного поменял внешний вид. Окончательный результат на фото.
Огромный, тяжеленный весом около 25 кг, относительно сложный аппарат. Но звук... Вот это был отвал головы, я просто в корягу офигел. Такой мощи, масштаба, напористости, объема, но при этом детальности, глубины я не слышал никогда. В тот момент до меня дошло 2 вещи: во-первых, я все же сторонник двухтактных схем (ну и к тому моменту мне деваться стало некуда, так как обзавёлся компрессионной акустикой от Dynaudio), а во-вторых, мб многие не разделят этой позиции, но все же - простота хуже воровства. Заехать в рай на печи редко у кого получается. Если некоторые инженерные решения однозначно приводят к объективному и субъективному улучшению звука, значит вопросов в части нужности их внедрения вообще стоять не должно. Я не думаю, что это сильно осложняет конструктив, хотя каждому - свое. Для меня, например, СВЧ электроника это сложно. Или программирование МК.
Lynx VTA-56, двухтакт на ГУ-32
Очень интересный усилитель, который я собирал для своего товарища и который также претерпел ряд модернизаций. Вся исходная информация и схема выложены на сайте Дмитрия.
Итак сначала был обычный конструктив, но начал всплывать вопрос о температурных режимах выходной лампочки. Весь аппарат был в закрытом корпусе и лампа грелась очень хорошо. Во избежание вероятных неприятностей решено было сделать принудительную циркуляцию воздуха с надувом прямо на баллон при помощи вентиляторов и воздуховодов. В общем вокруг исходной платы были сделаны дополнительные элементы, обеспечивающие крепление дополнительных емкостей и выпуска воздуха через боковые стенки.
Аппарат также оснащен системой дистанционного управления и мягкого пуска. Еще немного фото.
В плане звука усилитель крайне интересный. Он как бы по-прежнему ламповый, но уже начинает тяготеть в сторону полупроводникового звучания, то есть как бы более аналитичный и собранный, как будто рисуешь хорошо наточенным карандашом. Он уже больше подходит для воспроизведения, в том числе, экстремальных стилей музыки. В целом очень хороший аппарат.
Lynx VTA-77, двухтакт на 6С4С
А этот усилитель еще пока что в проекте. Поскольку Дмитрий его схему уже публиковал на одном из профильных форумов, то, полагаю, я могу ее тут выложить.
Для этого проекта у меня почти все есть, включая трансформаторы ФИ, выходные трансформаторы, лампы, конденсаторы и т.д. Нету только силовиков. Поскольку я его рассматриваю как действительно топ-аппарат, то подбор всех комплектующих делаю неторопливо, параллельно размышляя о целесообразности упаковки его аж в 4 блока (2 блока - питание, 2 блока - сигнальная часть). Моточные изделия опять же от Алексея Шалина. Не знаю, отражает ли фото масштаб, но выходники воистину внушающие уважение, каждый весом около 7 кг. Более подробные характеристики уже буду озвучивать при написании соответствующей статьи.