Что нам делать в Африке? И до украинских событий и занавеса вокруг России это был перспективный рынок для IT. Сейчас - тем более, и самое время разобрать его нюансы.
Начнем с простого: главное преимущество бизнеса в Африке - низкая (пока что) конкуренция. Аудитория при этом постоянно растет, пусть и с экстремально маленьким средним чеком - это важно учитывать при запуске продуктов.
🎙О нюансах африканского рынка специально для AGR media рассказал основатель сервиса онлайн-кредитования Patron и автор телеграм-канала о бизнесе в Африке Мзунгуграм Михаил Ляпин:
• Чтобы понять зарубежные рынки, следует их посещать. В Африке большинство российских предпринимателей никогда не приезжали. Поэтому лучше всего получать информацию от экспертов этого рынка.
Вот что нужно делать предпринимателю для выхода на рынок Африки:
• Там 54 страны - Африка это не однородный рынок. Вам нужно выбрать первые подходящие.
Мы выбирали для себя страны по следующим критериям:
- говорят на одном языке
- интернет-аудитория на одну страну от 3 млн человек
- мягкий правовой режим
- низкий уровень конкуренции
- наличие инфраструктуры по трансферу денег, выдачи денег заемщикам и получению денег от должников
- устойчивая относительно доллара местная валюта
- работающая защита прав частной собственности
• Следующий шаг - исследование рынка.
Лучше не делать это самостоятельно и обратиться к исследовательскому агентству в Африке. В России таких специалистов нет.
• Далее нужно сделать выбор, как взаимодействовать с регионом.
- отправить кого-то из команды в регион
- найти партнера, который уже работает в регионе и заинтересован в сбыте вашего продукта
- найти партнера, кто уже работает в регионе и хочет быть соучредителем локально
• Всю команду перевозить нет смысла.
- стоимость жизни в крупных городах выше, чем в России. Местные квалифицированные специалисты зарабатывают в разы больше, чем в СНГ.
- из местного персонала нужны только сотрудники поддержки (продавцы, частично маркетологи) . Они обязательно должны быть местными.
• Полностью работать удаленно очень сложно.
- наш опыт показал, что дистанционно работать с Африкой не лучшая идея - не поймете аудиторию, для которой делаете продукт. Слишком много нюансов, которые не объяснить издалека. А еще лишитесь доступа к десяткам лайфхаков и трюков, о которых возможно узнать, лишь находясь здесь несколько лет.
• Местные партнеры.
- зачастую это в прошлом бедные люди, поэтому склонны к «кидкам»
- хотят получать прибыль сразу - не готовы ждать прибыли через год
- африканцы не понимают удаленное партнерство. Они встречаются лично даже по мелким вопросам
• Удачными партнерами могут стать:
- местные жители, которые получили сильное и дорогое зарубежное образование
- местные индийцы - часто обладают большими ресурсами, чем коренное население
- местные ливанцы - занимают нишу аналогичную индийцам
☝️О местных особенностях ведения бизнеса, сложностях и о том, почему в Африке никому нельзя верить, читайте в ближайшие дни во второй части.
Больше действительно полезного контента без кликбейта и вранья - в моем телеграм-канале.
©️ Mr. Agranovsky