Вечнозеленая новогодняя ёлка давно стала привычным символом праздника. Однако у этого символа есть религиозные корни, которые уходят глубоко в прошлое.
В древности на территории современной Швеции и Норвегии ель и другие вечнозеленые деревья считались священными символами. Там примерно в 5 000 мест были обнаружены более 75 000 отдельных наскальных изображений, в том числе деревьев сильно напоминающих вечнозеленые ели. По мнению археологов, многие из этих изображений были сделаны в период с 1800 по 500 год до н. э. Эти удивительные находки многое открывают нам о верованиях людей, живших задолго до рождения Иисуса Христа.
В тоже время во многих мировых культурах деревья были символами жизни, долговечности и бессмертия. Этот факт, объясняет, почему люди, живущие в той местности высекали на камне изображения хвойных деревьев.
В «Британской энциклопедии» написано: «Языческое поклонение деревьям было распространено в Европе и сохранилось там после обращения людей в христианство». Это повлияло на многие обычаи и традиции, в том числе и «ставить ель при входе в дом или внутри дома во время зимних праздников».
После того, как королевское семейство в Великобритании в 1841 году на Рождество украсило ёлку, это стало популярно. Сегодня многим трудно представить новогодние праздники без ёлки. Однако скандинавские петроглифы, высеченные на камне, безмолвно свидетельствуют далеко не о христианском прошлом рождественской ёлки.
Ёлка в России
В Россию мода на рождественскую ёлку пришла в 1830 - х годах. «В начале о ней еще говорилось как о „милой немецкой затее“, а в конце этого десятилетия ёлка уже „входит в обыкновение“ в домах петербургской знати... Только в домах духовенства и в крестьянской избе ёлка в XIX веке так и не прижилась.
В русской традиции, ель не пользовалось особой симпатией, потому что символизировала смерть и связь с „нижним миром“. А обычай ставить ёлки на крышах кабаков и вовсе не предвещал тех перемен, которые произошли с ней в середине XIX века. В процессе принятия иноземного обычая принималось и значение, которое приписывалось рождественскому дереву на Западе — его связь с Рождеством.
Советская власть после Октября 1917 года на государственном уровне стала проводить политику атеизма. Из-за религиозного подтекста новогодних и рождественских праздников их стали искоренять. Атеистическая пропаганда клеймила презрением традиционные символы этих праздников — рождественскую ёлку и Деда Мороза.
Но уже в 1935 году отношение к новогодним праздникам поменялось. Советское правительство возродило празднование Нового года и вернуло его символы, но уже в другом амплуа. Дед Мороз, как и прежде, дарил подарки, но теперь уже не на Рождество, а на Новый год. Рождественская ёлка превратилась в новогоднюю.
Январские праздники стали исключительно светскими и утратили всякую религиозную окраску. Ёлка украшалась как и раньше, но в игрушках не было и намека на религию. Теперь они отражали развитие народного хозяйства в СССР. В журнале «Вокруг света» объяснялось: «По ёлочным игрушкам разных годов советского периода можно проследить историю строительства коммунистического общества. Наряду с банальными зайчиками, сосульками и колобками выпускались игрушки в виде серпа и молота, трактора, позже им на смену пришли фигурки шахтеров и космонавтов, нефтяных вышек, ракет и луноходов».