Специальная военная операция на Украине стала главным событием 2022 года, повлиявшим как на ход мировой истории, так и на повседневность практически каждого россиянина. Никто не будет спорить с тем, что жизнь в России разделилась на «до» и «после» начала СВО. С 24 февраля пошёл новый отсчёт времени в условиях боевых действий, увеличивающихся как снежный ком экономических санкций, перехода на импортозамещение и круглосуточную работу ВПК.
С 21 сентября нервозности в жизнь добавила частичная мобилизация. 30 сентября был всплеск патриотических чувств, когда население России за секунду увеличилось на 6,2 млн человек, а территория страны приросла более 100 тысячами кв. км четырёх новых регионов. Было немало и траурных мероприятий в дни похорон солдат и открытия в их честь мемориальных досок в школах, учениками которых они были совсем недавно.
Не будем пытаться давать поверхностных сиюминутных и тем более популистских оценок хода СВО и её нынешних результатов. Нет смысла и прогнозы строить. Что касается Липецкой области, то она преодолела санкционный прессинг, выстроив новые логистические цепочки и практически сохранив экономику региона на уровне «до».
Были решены многие другие местные проблемы и даже приумножены былые достижения. По крайней мере, в уходящем году липецкий агропром бил рекорд за рекордом по сбору урожая и его переработке, выйдя в российские лидеры. Не было сбоев в работе бюджетообразующего НЛМК и его подрядных организаций. Американский Whirlpool стал турецким Arcelik и продолжил выпускать холодильники. Не остановились и другие иностранные предприятия, сменив вывески, наладив зарубежные поставки комплектующих по другим каналам или перейдя на рельсы импортозамещения. Успехом в непростой для российской экономики год можно считать открытие китайского завода электромобилей в Краснинском районе и признание ОЭЗ «Липецк» лучшей в России по инвестиционной привлекательности.
Список успехов минувшего года достаточно большой. Но это не значит, что проблемы рассосались сами собой. Они были, есть и в условиях экономических санкций будут в 2023 году. На их решение нужны немалые деньги, но средств в местной казне после начала спецоперации больше не стало. Если уходящий 2022 год Липецкая область начинала с профицитом бюджета в 35,5 млрд рублей, то на 2023-й запланирован дефицит в 22,2 млрд. А ведь деньги потребуются не только на выполнение социальных программ. Но и армию поддерживать теперь нужно, закупая многое из того, чего недостает солдатам, а также Донбасс восстанавливать.
О том, что наш регион успешно справляется с этими задачами, говорят персональные санкции, введённые против губернатора Игоря Артамонова. В июле глава Липецкой области оказался в санкционном списке Великобритании и Канады за помощь в восстановлении Володарского района ДНР, а на днях Артамонова решил «наказать» Госдепартамент США за успешно проведённую частичную мобилизации и гуманитарную помощь военнослужащим.
Парадоксально, но факт. После начала спецоперации хула Запада и включение в санкционные списки стали восприниматься в России как очень высокая оценка деятельности политиков, руководителей и бизнесменов. Как говорилось когда-то, «если враги нас ругают, значит, мы всё делаем правильно».
Коллаж Михаила Проскурякова
Жизнь разделилась на «до» спецоперации и «после». Специальные итоги 2022 года
27 декабря 202227 дек 2022
24
2 мин
Взгляните на эти темы