Генрих Семирадский, один из крупнейших представителей позднего академизма, родился в Польше, учился в России, большую часть активной творческой жизни прожил в Италии. Художник, которого передвижники называли "чертополохом, от которого нужно избавиться".
Да, он писал красивые картины, далекие от реальной жизни. Его полотна услаждали взор и украшали жизнь. Семирадского больше интересовало прошлое, чем настоящее. Хотя и его прошлое слишком приукрашено. "Неогрек" - так сейчас называют стиль, в котором работал Генрих Семирадский.
Рассмотрим картину "Танец среди мечей", которую особо яро критиковали за за космополитизм и за отсутствие национальной идеи.
Картина, с несомненно выдуманным сюжетом, переносит зрителя на берег Неаполитанского залива. Вода, изумительно лазурного цвета, вдали покрытые дымкой горы, - пейзаж напоминает так любимую художником Италию.
Молодая, обнаженна девушка танцует на террасе виллы, расположенной на берегу.
Поза напряжена, руки вскинуты вверх. Каждое движение выверено. Ведь танцует она узком ковре, ограниченном мечами. Острия мечей подняты вверх, и одно неточное движение приведет к травмам.
Ей аккомпонируют три девушки, играющие на музыкальных инструментах: кимфаре, флейте и тимпане.
Несложно предположить, что девушки - гетеры. Только им было разрешено выступать перед мужчинами.
А они на террасе тоже есть. Сидят в тени деревьев и наблюдают за танцем.
Лишь один, самый юный, очрованный танцем, подошел совсем близко.
Картина "Танец среди мечей" была написана Семирадским в 1881 году, во время его прибывания в Риме. Картина была написана по заказу Козьмы Солдатёнкова, известного предпринимателя и коллекционера, владельца художественной галереи.
Считается, что это второй вариант картины с таким названием. Местонахождение первой картины ныне неизвестно. А этот вариант ныне хранится в Третьяковской галерее.
Генрих Сенкевич так писал об этой картине:
"Никто не передает так стихию солнечного света, как Семирадский. Фоном светлой части картины «Танец среди мечей», на которой изображена пляшущая девушка, является чудесный, напенный воздухом, насыщенный синевой моря пейзаж. За террасой виден изумрудный залив и скалистые холмы, окаймляющие берега. Эти холмы, выдержанные в розовых тонах, чуть затенены и как бы растворены в необъятной морской лазури. Только тот, кто собственными глазами смотрел на окрестности Рима и Неаполитанский залив, сумеет понять, сколько правды и души в этом пейзаже, в этой голубизне, в этом созвучии розовых и голубых цветов и в этой прозрачности дали. Если бы эта картина была только пейзажем, если бы ни одно человеческое существо не оживляло тишину и покой, — даже тогда она была бы шедевром".
На картине изображен вечный праздник, наполненный негой и наслаждениями, как утраченный некогда людьми «золотой век», беспечное и беззаботное время неги и наслаждений.
И пусть мир на картине выдуман художником, но он прекрасен, в нем нет ни тени вульгарности. Только красота.