"Мастер тишины". Именно так часто называют Моранди. Казалось бы итальянец, темперамент должен был бы бить через край, в каждой работе, но нет. Видимо в целом спокойная и размеренная жизнь наложила отпечаток и на характер мастера и на его излюбленный тёплый колорит.
Однако, жизнь была спокойной все же не всегда. Джорджио родился на излете 19 века в 1890-м году, но почти всю жизнь прожил в веке двадцатом, и бури, свойственные этому столетию, конечно же коснулись его, хотя не закружили.
Несмотря на то, что его мать осталась вдовой довольно рано, она сумела дать Джорджио и трём его сёстрам, ставшим учительницами начальной школы, вполне приличное образование. В 1907 году будущий художник поступил в Академию Изящных Искусств в родной Болонье. И уже в 1909-м впервые знакомится с творчеством Поля Сезанна, которым его здорово накрывает.
В 1911 едет в Рим и видит там на выставке работы импрессионистов Монэ и Ренуара, которые, конечно, тоже оставляют свой след в его творчестве, но не настолько глубокий, как Сезанн.
Уже в 1913-м он оставляет учёбу в Академии и, вспоминая о ней позднее говорит, что она не дала ему ничего, что бы пригодилось в дальнейшем.
Гораздо больше ему дали работы мастеров эпохи Возрождения, таких, как Пьеро де ла Франческо и Паоло Уччелло. Последнему очень нравилось наблюдать, изучать, изображать перспективу.
И Моранди пишет натюрморт, перекликающийся с этой работой Уччелло именно уходящими вглубь пространства направляющими.
Однако, прежде чем он написал этот натюрморт, ему довелось увидеть войну не только на картине старого мастера, а и в реальности. В 1915 году он был призван на фронт Первой Мировой во Второй гранатометный полк, но вскоре тяжело заболел и был демобилизован. Почти такая же история произошла и с другим дорогим моему сердцу автором - Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном.
Не избежал Моранди и влияния Караваджо на свое творчество.
Художник продолжает изучать и писать пространство, и новый толчок его работе в этом направлении даёт встреча с художниками метафизиками и футуристами Карло Карра, Умберто Боччони, Джорджио де Кирико. Этот период в его работе принято называть метафизическим.
Однако Моранди лишь некоторое время выставляется вместе с этими художниками, у него свой путь. Позже он пишет свой автопортрет, гораздо более характерный для него на мой взгляд, чем жёсткие метафизические натюрморты.
Каким-то образом Джорджио умудрился не быть захваченным полностью ни одним из многочисленных _измов двадцатого века, а так же богемной жизнью, которую вели многие современные ему художники.
Между двумя мировыми война и ему и его сёстрам довелось жить при режиме Муссолини. Время было тяжёлое, тревожное. Началась Вторая Мировая и работы Джорджио изменились. Контуры снова стали жёстче, колорит - мрачнее. Семейству Моранди пришлось покинуть Болонью, так-как линия фронта подошла совсем близко к городу.
После войны семья снова вернулась домой и Джорджио продолжил писать свои любимые натюрморты и пейзажи родного дворника на Виа Фондацца. Вскоре его натюрморты стали очень похожи на пейзажи, а пейзажи на натюрморты.
Свои цветочные натюрморты художник выделял в отдельный жанр. Их акварельные версии часто дарил своим сёстрам.
А ещё он был прекрасным графиком. Об этом свидетельствует его гравюра на меди "Белая дорога" и другие работы.
В 1964 году художник отошёл в лучший мир. И лишь после этого в 1973 году о нем наконец узнал советский зритель. Была проведена небольшая выставка, всего лишь 28 картин , акварели и офорты.
В 2017 году была организована гораздо более масштабная выставка, на которой мне посчастливилось побывать. Я приобрела там огромный, прекрасно изданый каталог, из которого частично и добывала сейчас для вас информацию.
Другая же часть информации добыта из этих статей в Ж. Ж.
А так же Википедии
Благодарю, что до читали, надеюсь, не утомила вас. Пишите в комментах, о ком хотели бы почитать ещё.