Беременным женщинам на Руси жилось неплохо. Их окружали заботой, избавляли от тяжелой работы, а за столом ей доставалось всё самое вкусное. Но при этом в ее жизни появлялось множество ограничений в виде примет. Надежда была только на суеверия: если будешь делать как надо, будет ребенок жив и здоров. Впрочем, многие из них были вполне логичными и объяснимыми. Например, беременным запрещено было:
- поднимать руки и спать на спине (риск преждевременных родов на поздних сроках);
- сидеть нога на ногу (нарушается кровообращение);
- носить украшения (можно объяснить склонностью к отечности);
- есть второпях (ну это вообще вредно, независимо от того, беременна ты или нет);
- ходить на похороны, смотреть на пожары или драки (забота о психологическом комфорте будущей мамы);
- злословить и пьянствовать (негативные эмоции, ну а о рисках, связанных с алкоголем, можно не говорить).
Почему повитуха запекала младенцев?
Повитухами часто становились вдовы, но необязательно, самым важным фактором было наличие собственного опыта деторождения. Изначально образования никакого специального у повитух не было, уже потом, во второй половине XVIII века в России появились «повитухи с дипломом», закончившие специальные учебные заведения. Эти заведения готовили высший и средний медицинский персонал в сфере родовспоможения.
Роды проходили в бане. Повитуха приглашалась на все трудные роды, обязательно перевязывала пуповину, мыла и парила роженицу с новорожденным в бане и первые дни ухаживала за ними. Начинала она с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской воды и зажигала перед иконами свечу. Чтобы материнское тело лучше раскрылось и выпустило дитя, женщине расплетали волосы, в избе раскрывали двери и сундуки, развязывали узлы, открывали замки.
Удивительно, но довольно часто на родах присутствовал и муж: нашим предкам не казалось это чем-то странным. У мужа были свои обязанности: снять с жены правый сапог, дать жене напиться, развязать пояс (помним про узлы), ну и во время процесса — всячески помогать. В некоторых источниках упоминается об интересной традиции: во время родов муж должен был громко кричать вместо жены, таким образом отвлекая на себя внимание злых сил.
Сразу после этого повитуха перерезала пуповину, завязывала ее и заговаривала грыжу, закусывая пупок 3 раза и сплевывая 3 раза через левое плечо.
Если это был мальчик, пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым. Если девочка – на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца (иногда только матери).
Повитуха же разглаживала малышу ручки, ножки, животик, а если он рождался слабеньким, то могла и отправить его в печь. Новорожденный трижды оказывался там на широкой деревянной лопате при самом слабом жаре. Это было символическое действие: младенца как бы «пропекали», чтобы он рос здоровым и сильным.
Восстановление после родов на Руси
Тут надо отметить, что повитуха заботилась о восстановлении матери после родов гораздо больше, чем врачи в современных клиниках. После родов совершался ритуал омовения матери с младенцем в бане. Там повитуха делала молодой матери послеродовой массаж, а новорожденного поливала особой водой, в которую заранее добавляла соль, вымачивала яйцо и серебряную монету.
Ни о каком быстром возвращении матери к работе речи не шло. Нет, женщина должна была восстановиться, чем лучше пройдет восстановление, тем больше шансов на то, что она родит еще одного здорового ребенка.
Во все это время каждый день по два раза согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко – избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа».
Пока мать восстанавливалась, к ней наведывалась соседки. Они справлялась о здоровье женщины, поздравляли ее, а заодно приносили еду. Так продолжалось несколько дней, и вся семья кормилась тем, что приносят добрые люди.
Лучшие печи для бани неизменно тут!