Среди всех учеников Христа апостол Петр действительно занимает особое исключительное место.
Ему Христос лично переменяет имя с «Симона» на «Петр». Ему обещает создать Церковь и дать ключи от Царства Небесного. Его, явившись по воскресении, призывает пасти Своих «овец».
Но его же и жестко и даже жестоко обличает, называет «сатаной», предсказывает троекратное отречение, упрекает в недостаточной любви.
Складывается впечатление, что Петр в глазах Христа был не то, что образцовым верующим, а был верующим с наиболее яркими и выдающимися чертами веры, которые и нам нужно взять за образец.
И в то же время беречься от недостатков и провалов подобной веры.
Давайте присмотримся к вере Петра, соотнеся ее с нашей собственной.
Итак, Христос переменяет Петру имя.
Такая перемена, еще начиная с Авраама (ему Бог тоже поменял имя с Аврама), всегда означала особое призвание, вступление в более тесные отношения с Богом.
«Петр» означает «камень» или «скалу». Это означало, что и Петр должен был стать в глазах Христа подобным скале, на которой Он и будет строить Свою Церковь.
У нас нечто подобное происходит при крещении.
Мы как бы уже не просто по имени, а по жизни и судьбе призываемся стать подобными тем христианским мучеников и святых, чьи имена мы носим.
Все мы как Александры, Николаи, Виктории, Вероники, Димитрии, Алексеи, Анны, Марии…и т.д. должны в своей жизни соответствовать их христианской жизни.
И очень часто их судьба указывает на важные параллели в наших собственных судьбах. Нужно только внимательно к ним присматриваться и стараться им соответствовать.
Петр первым из учеников исповедует Христа не просто «святым», «учителем» или «пророком», а «Сыном Божьим» (Мф. 16. 16).
Это очень важный пример и всем нам.
Как важно и нам как можно быстрее разглядеть в Христе «Сына Бога живого». Чтобы превратить всю последующую жизнь в служение Ему.
Чем быстрее мы это сделаем, как можно меньше времени потратив на сомнения, тем полноценнее и ценнее будет наша жизнь в глазах Христа, тем ближе мы к Нему приблизимся, как приблизился после своего исповедования апостол Петр.
Следующий очень важный эпизод – хождение апостола Петра по морю.
Давайте к нему присмотримся по первоисточнику:
«И отпустив народ, Он (Христос) взошел на гору помолится наедине; и вечером оставался там один.
А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
И ученики, увидевши Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
Он же сказал: или. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу;
Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» Мф. 14. 23-31.
Удивительно то, что Христос исполнил просьбу Петра, не посчитав ее ненужным «искушением Бога», как в случае с сатаной, когда отказался спрыгнуть с крыла храма.
Значит, в случае Петра это не было искушением. Это была необходимая демонстрация действенности веры, которая является образцом и для всех нас.
Как и апостол Петр мы сталкиваемся с «бушующим морем» окружающих нас проблем, «волны» которого то и дело «бьют» «лодки» наших судеб.
Как и апостол Петр мы видим в этом «море» образ Христа, Который большинство окружающих нас неверующим или маловерующих людей (да порой и мы сами) принимаем за безжизненный и неспособный нам помочь «призрак».
Нам кажется: ну-да - Христос когда-то был силен, когда-то творил чудеса, когда-то кого-то исцелял… Но это все «дела давно минувших дней» - мы то тут при чем?..
Разве может Христос и в наших проблемах прийти к нам помощь, что называется «здесь и сейчас»?..
И в этот момент действительно проверяется наша вера.
Способны ли мы, глядя на Христа, как апостол Петр, стать по его примеру его «на воду» окружающего нас беспокойного житейского моря?..
Настолько довериться Христу, что смело пойти по водам этого «моря», не смутившись всех его волн и стремнин?
Но и все произошедшее дальше – тоже должно служить нам уроком.
Пока апостол Петр был сосредоточен на Христе – он шел по воде, но стоило ему только чуть отвлечься на окружающиеся обстоятельства – «сильный ветер» - он тут же испугался и стал утопать.
А ведь этот «сильный ветер» неизбежен и для каждого из нас.
Любого, кто идет навстречу Христу, неизбежно встречает этот «сильный ветер» страшного противодействия.
Испугаешься ли ты или нет?
Но даже если испугаешься, как апостол Петр, еще не все потеряно. Нужно по его примеру тут же закричать: «Господи! спаси меня» - и Христос вновь не замедлит с помощью.
Ну и наконец – последний эпизод: предательство Петра и его восстановление в апостольском достоинстве.
А ведь это неизбежно произойдет и с нами.
Как бы мы ни были уверены в себе (как был уверен в себе апостол Петр, обещавший умереть за Христа), мы Его неизбежно предадим.
Мы Его предадим и предаем практически каждый день, совершая поступки, недостойные со званием христианина.
И наши, обличающие нас в предательстве, «петухи» кричат нам и дважды и по многу раз за день, только мы их – увы! – не слышим.
А должны слышать всегда, когда становимся на молитву, когда отрываем Библию, когда читаем жития святых, когда слушаем проповедь в храме.
Увы – мы все предатели Христа в гораздо большей степени, чем апостол Петр.
Тот отрекся от Христа трижды, а мы сколько?
Тому достаточно было двойного петушиного крика, чтобы понять свое предательство, а наши «петухи» уже оглохли и охрипли от крика, тщетно пробиваясь к нашей совести.
Поэтому когда и к нам явится Христос и спросит нас (а это произойдет неизбежно – в этой ли жизни или после смерти) как апостола Петра:
Любишь ли ты Меня?..
Что ответим?
Апостол Петр твердо отвечал «да!» и был прощен, а что произойдет с нами?