Найти в Дзене
Прочитал_Нарисовал

Самый новогодний художник. Его открытки есть у каждого

Новый год через четыре дня. Я обязана сегодня в «Пяти фактах» рассказать именно об этом художнике. Его медвежата, ежики и зайцы до сих пор поздравляют нас с праздниками. Если у вас лежит стопка советских открыток, то точно есть и его работы. Я говорю о Владимире Ивановиче Зарубине, художнике-мультипликаторе и мастере почтовой миниатюры. С детства любил животных и открытки. Владимир Зарубин был младшим из троих сыновей. Родился в деревне в Орловской области, но затем семья переехала в Лисичанск. По признанию художника, он с детства очень любил животных. Видимо, по этой причине и сделал их главными героями своих работ. Один из своих первых рисунков Зарубин создал в пять лет. Нарисовал лошадь, у которой из-под хвоста падают «яблоки». А любовь к открыткам ему в какой-то степени привил отец — у того была коллекция в несколько тысяч экземпляров. Во время войны прошел через трудовой лагерь. Когда началась война, Владимир Зарубин был подростком. Его братья ушли воевать, один из них погиб, вто
Оглавление

Новый год через четыре дня. Я обязана сегодня в «Пяти фактах» рассказать именно об этом художнике.

Его медвежата, ежики и зайцы до сих пор поздравляют нас с праздниками. Если у вас лежит стопка советских открыток, то точно есть и его работы.

Я говорю о Владимире Ивановиче Зарубине, художнике-мультипликаторе и мастере почтовой миниатюры.

С детства любил животных и открытки.

Владимир Зарубин был младшим из троих сыновей. Родился в деревне в Орловской области, но затем семья переехала в Лисичанск. По признанию художника, он с детства очень любил животных. Видимо, по этой причине и сделал их главными героями своих работ.

Один из своих первых рисунков Зарубин создал в пять лет. Нарисовал лошадь, у которой из-под хвоста падают «яблоки». А любовь к открыткам ему в какой-то степени привил отец — у того была коллекция в несколько тысяч экземпляров.

Во время войны прошел через трудовой лагерь.

Когда началась война, Владимир Зарубин был подростком. Его братья ушли воевать, один из них погиб, второй вернулся. Владимир с семьей остался в Лисичанске. Когда город захватили, его вместе с другими детьми угнали в трудовой лагерь в Руре. В 1945-м лагерь освободили, но Зарубин не вернулся домой — еще несколько лет отслужил в армии.

Поработал над сотней мультфильмов.

После армии Владимир Зарубин переехал в Москву, устроился работать на завод: был и слесарем, и браковщиком, и мастером, и крановщиком, и художником. А потом увидел объявление о наборе слушателей на курсы мультипликаторов при «Союзмультфильме».

После учебы остался работать в студии — из-под его кисти вышли 103 мультика. Он работал над «Ну, погоди», «Бременскими музыкантами», «Маугли», «Тайной третьей планеты», «Жил-был пес», «Сказке о царе Салтане» и другими.

Рисовал открытки, чтобы отдохнуть от работы.

По словам Владимира Зарубина, открытки для него стали отдушиной. Работа мультипликатора — нервная и изнуряющая.

Однако с открытками было все не так просто. Иллюстрации должен был одобрять худсовет, это были 1960-е годы, а значит — диктат соцреализма. Члены совета картинки критиковали: им не нравилось, что и собака на двух лапах ходит, и медведь в лесу «Ау!» кричит.

В интервью Зарубин рассказал, как худсовет одобрял вот эту его открытку с ежами:

Источник: retropost.ru
Источник: retropost.ru

В первой версии рисунка на зверьке были сапожки, но худсовет потребовал, чтобы их удалили (забавно, что кепочка никого не смутила).

«Ежика стало жалко — легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мерзла», — сказал художник.

В поздние годы некоторые работы Зарубина напечатали без цензуры — и с сапожками, и с леденцами.

Не любил рисовать на заказ.

Владимир Зарубин отмечал, что ему было сложно работать по заказу. Все образы на открытках придумал он сам. Рисовал всегда — даже во время болезни. Сначала прорабатывал сюжет «в голове», а затем переносил на бумагу. Несколько раз перерисовывал — пока картинка не получалась именно такой, какой он ее задумал. Если даже малейшая деталь его смущала, то садился рисовать заново.

При работе над публикацией использовались интервью с художником, подготовленное журналистом Евгением Обуховым для журнала «Филателия» (#8, 1992 год), заметка сына художника Александра Зарубина, биографическая справка, опубликованная издательством «Речь». Все изображения взяты с сайта retropost.ru.