Найти тему
Прочитал_Нарисовал

Самый новогодний художник. Его открытки есть у каждого

Новый год через четыре дня. Я обязана сегодня в «Пяти фактах» рассказать именно об этом художнике.

Его медвежата, ежики и зайцы до сих пор поздравляют нас с праздниками. Если у вас лежит стопка советских открыток, то точно есть и его работы.

Я говорю о Владимире Ивановиче Зарубине, художнике-мультипликаторе и мастере почтовой миниатюры.

С детства любил животных и открытки.

Владимир Зарубин был младшим из троих сыновей. Родился в деревне в Орловской области, но затем семья переехала в Лисичанск. По признанию художника, он с детства очень любил животных. Видимо, по этой причине и сделал их главными героями своих работ.

Один из своих первых рисунков Зарубин создал в пять лет. Нарисовал лошадь, у которой из-под хвоста падают «яблоки». А любовь к открыткам ему в какой-то степени привил отец — у того была коллекция в несколько тысяч экземпляров.

Во время войны прошел через трудовой лагерь.

Когда началась война, Владимир Зарубин был подростком. Его братья ушли воевать, один из них погиб, второй вернулся. Владимир с семьей остался в Лисичанске. Когда город захватили, его вместе с другими детьми угнали в трудовой лагерь в Руре. В 1945-м лагерь освободили, но Зарубин не вернулся домой — еще несколько лет отслужил в армии.

Поработал над сотней мультфильмов.

После армии Владимир Зарубин переехал в Москву, устроился работать на завод: был и слесарем, и браковщиком, и мастером, и крановщиком, и художником. А потом увидел объявление о наборе слушателей на курсы мультипликаторов при «Союзмультфильме».

После учебы остался работать в студии — из-под его кисти вышли 103 мультика. Он работал над «Ну, погоди», «Бременскими музыкантами», «Маугли», «Тайной третьей планеты», «Жил-был пес», «Сказке о царе Салтане» и другими.

Рисовал открытки, чтобы отдохнуть от работы.

По словам Владимира Зарубина, открытки для него стали отдушиной. Работа мультипликатора — нервная и изнуряющая.

Однако с открытками было все не так просто. Иллюстрации должен был одобрять худсовет, это были 1960-е годы, а значит — диктат соцреализма. Члены совета картинки критиковали: им не нравилось, что и собака на двух лапах ходит, и медведь в лесу «Ау!» кричит.

В интервью Зарубин рассказал, как худсовет одобрял вот эту его открытку с ежами:

Источник: retropost.ru
Источник: retropost.ru

В первой версии рисунка на зверьке были сапожки, но худсовет потребовал, чтобы их удалили (забавно, что кепочка никого не смутила).

«Ежика стало жалко — легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мерзла», — сказал художник.

В поздние годы некоторые работы Зарубина напечатали без цензуры — и с сапожками, и с леденцами.

Не любил рисовать на заказ.

Владимир Зарубин отмечал, что ему было сложно работать по заказу. Все образы на открытках придумал он сам. Рисовал всегда — даже во время болезни. Сначала прорабатывал сюжет «в голове», а затем переносил на бумагу. Несколько раз перерисовывал — пока картинка не получалась именно такой, какой он ее задумал. Если даже малейшая деталь его смущала, то садился рисовать заново.

При работе над публикацией использовались интервью с художником, подготовленное журналистом Евгением Обуховым для журнала «Филателия» (#8, 1992 год), заметка сына художника Александра Зарубина, биографическая справка, опубликованная издательством «Речь». Все изображения взяты с сайта retropost.ru.