Найти в Дзене
Аргументы недели

Биржа FTX умерла, но черный спрут криптовалют живее всех живых

Оглавление
   Биржа FTX умерла, но черный спрут криптовалют живее всех живых
Биржа FTX умерла, но черный спрут криптовалют живее всех живых

Банкротство одной из самых больших в мире криптовалютных бирж FTX сильно отличалось от множества других, внешне сходных катаклизмов.

В расследовании этой аферы упоминаются президент Украины, Демократическая партия США и российская наркомафия (а еще разветвленная сеть миллионеров-педофилов, но это другая тема). Всех их объединяет любовь к анонимности, которую якобы дают криптовалюты. Собственно, анонимность составляет примерно 99% стоимости биткойна, который в иных обстоятельствах остался бы простым набором нулей и единиц машинного кода.

Черные дыры в черном ноябре

FTX начала испытывать проблемы еще в начале ноября 2022 года. Негативный фон, ставшей причиной вывода активов инвесторами, обеспечила публикация расследования портала CoinDesk, в которой утверждалось, что партнерский тандем FTХ и Alameda Research неплатежеспособен. Именно это привело к последующему аресту основателя FTX Сэма Бэнкмана-Фрида и запуску банкротства биржи. Последняя, по оценкам экспертов, задолжала своим кредиторам более $10 млрд. Побег на Багамы не помог: Бэнкман-Фрид не только был арестован там, но и – опять же, по оценкам экспертов – потерял более 95 процентов состояния, оставшись как максимум с 1 миллиардов долларов.

Есть, правда, версия, что Бэнкман-Фрид хотел показаться беднее, чем он был на самом деле. Ему удалось вывести почти 10 млрд клиентских долларов на счета Alameda Research через заблаговременно подготовленный «черный ход» в программном обеспечении, и существенную часть этих денег на счетах «Аламеды» найти не удалось. По данным Financial Times, накануне банкротства у тандема FTX–Alameda было менее $1 млрд ликвидных активов, на которые приходилось в 9 раз больше обязательств. Как сообщало издание New York Times, еще порядка полумиллиарда долларов через аналогичные «черные дыры» утекли из FTX уже после того, как было подано заявление о банкротстве компании. Казалось бы, обычное финансовое мошенничество? Нет, все намного веселее.

Следствие вели

Известный финансист, журналист, преподаватель Мэтью Кроуфорд провел собственное расследование, которое в числе прочего навело его на «украинский след» криптовалютного скандала. Кроуфорд указывает, что авторитетнейшая The New York Times сообщила на своих страницах о некоем намеченном мероприятии с участием главы Минфина США, собственника FTX Сэма Бэнкмана-Фрида и президента Украины Владимира Зеленского. Ввиду бегства Бэнкмана-Фрида встречу пришлось отменить, а жаль – мы могли бы услышать там немало интересного: практически все, кроме правды о взаимовыгодных отношениях в этом треугольнике.

Нынешней весной еще один аксакал американской медиасферы, издание The Washington Post опубликовало данные о том, что украинские власти не просто получают криптовалютные пожертвования от сочувствующих (это секретом не было, номера кошельков публиковались вполне открыто), но и переводят на те же самые кошельки обычные денежные средства, конвертированные в криптовалюту. И происходит все это на бирже FTX, через токены этой биржи FTT.

Совместный проект Минфина Украины и площадки криптовалютной торговли FTX «Помощь для Украины» не только еженедельно собирал десятки миллионов долларов добровольных пожертвований в криптовалютном эквиваленте от врагов России, но и частично переводил в ту же криптовалюту обычную финансовую помощь США Украине. При этом, внимание, Сэм Бэнкман-Фрид и его структуры являлись одним из крупнейших спонсоров Демократической партии США, которая, контролируя Белый дом и Сенат, как раз и принимала решения о помощи Украине Исходя из расследования Кроуфорда, схема выглядела следующим образом:

1. Президент США, лидер демократов Джо Байден одно за другим принимает решения о финансовую поддержку Украине, Конгресс это утверждает.

2. Полученные средства частично идут не на закупки продовольствия и оружия, а инвестируются украинскими властями в FTX.

3. С согласия последних криптобиржа спонсирует избирательные компании демократов в США.

4. В один прекрасный или не очень день биржу банкротят, предварительно «почистив» ее карманы, то есть активы.

В этой цепочке Бэнкман-Фрид, равно как и Владимир Зеленский, на первый взгляд, выглядят банальными посредниками. Но интересы основателя FTX в действительности могли выходить за рамки агентского вознаграждения.

Темный русский след

Что такое банкротство? Признание организации неспособной выполнять свои обязательства, сбор заявлений от кредиторов и пропорциональное распределение между ними тех средств, которые удалось найти у банкрота.

Учитывая размер «дыры» в капитале FTX и Alameda, обычные кредиторы FTX, среди которых должно быть и правительство Украины, могут претендовать в лучшем случае на несколько центов с каждого доллара своих вложений. Но есть и такие, кто, по некоторым предположениям, сумел, не подавая заявлений, вернуть свои средства в полном объеме: то есть договориться напрямую с Бэнкманом-Фридом или его местоблюстителями. «Повезло», например, могущественной группе фондов Vanguard, акционеру практически всех крупнейших банков Америки. Ничего удивительного тут нет: даже «кинуть» в 1990-е отмороженную тамбовскую братву было безопаснее для здоровья и жизненных перспектив, чем обмануть современный «Вангард». Но в список счастливчиков (как утверждают источники, такую информацию ранее публиковал Telegram-канал «Хронос», специализирующийся на экспертизе даркнета), попал и один из крупнейших представителей российского даркнета («черного», неподконтрольного властям сегмента интернета) BlackSprut – Маркетплейс для торговли запрещенным товаром, в первую очередь наркотиками. По самым скромным подсчетам оборот площадки превышает 360 миллионов долларов в год – разумеется, в криптовалюте, которую так любит Сэм Бэнкман-Фрид. Но любит он не только «койны»…

Интерес Бэнкмана-Фрида к наркотикам общеизвестен: он и его подруга-соратница Кэролайн Эллисон – ярко выраженные представители «золотой молодёжи» со страстью к экспериментам и, что хуже, с деньгами на эти эксперименты. В расследовании Кроуфорда утверждается, что основатель FTX и сам не пренебрегает психоактивными веществами, и инвестирует в разнообразные биологические исследования, имеющие отношение к этой сфере. Криптовалютное партнерство с российским даркнетом на почве подобных нестандартных предпочтений выглядит вполне реальным.

Такая у нас с вами получилась глобализация. Банальный сбор денег с наивных инвесторов в духе знаменитой «МММ» оказался частью сразу нескольких куда более масштабных проектов. Трудно сомневаться, что если юный гений Бэнкман-Фрид доживет до суда (у людей в этом бизнесе очень высокая смертность, особенно в формате «самоубийств»), то именно его назовут главным организатором и бенефициаром аферы. А всей правды мы с вами, скорее всего, не узнаем никогда.