Найти тему
Юрий Васьков

Он видел Карацупу!

Завсегдатаи Дня пограничника в Камышлове непременно ищут глазами своего старшего друга Вениамина Михайловича Чадова. В последние годы он в своей гимнастерке, сапогах стал символом эпохи Никиты Карацупы. Его так и зовут у нас — «наш Карацупа».

Родился Вениамин Михайлович в предвоенное время, когда по всей стране гремело имя грозы шпионов и диверсантов. Мальчишки той поры, восхищаясь Карацупой, бредили о своих будущих подвигах. Надо же было такому случиться, но, проходя военную службу в погранвойсках в первой половине 50-х годов прошлого столетия, В.М. Чадов лично видел этого человека.

Середина прошлого века - это пример особой дисциплины, братства и взаимодействия военнослужащих той поры. Вениамин Михайлович вспоминает. Дедовщины не было, старослужащие относились к первогодкам как к детям. Вся учеба и воспитание личного состава были поставлены на личном примере командиров, старослужащих. _`

Служить верой и правдой Отечеству В.М. Чадову довелось 3,5 года. По окончании ремесленного училища в Серове и призыва в армию сначала служил в Армении, затем в Грузии. Политическая обстановка в стране сложилась не простая - смерть Сталина, расстрел Берии. А это в любом случае усиленная охрана границы. Отдыхать приходилось, не расправляя постелей и не разуваясь.

- В то время, - вспоминает Вениамин Михайлович, - мы видели, как с нашей стороны к границе подтягивались танки, их можно было увидеть в бинокль. Позади нас находился Ахалкинский укрепрайон, где проходила дорога в Иран. В связи с этим запомнился такой случай. Со стороны Турции, через Ереван, на похороны Сталина в Москву летели 18 разведчиков. Как потом выяснилось, во время полета они фотографировали все наши ночные наряды.

Полвека назад автомашин на заставах еще не было. Фланги были короче - по 5 км, а из вооружения лишь карабины. Вожатым собак повезло больше, им полагался автомат ППШ. Здание, где располагался личный состав заставы, находилось в долине реки, было саманного типа, с дувалом. |

Контрольно-следовая полоса была шириной 11 метров, а земля её — привозной. Её боронили. За этой полосой следовала сигнализационная система «Клен».

Что же касается нарушителей границы, то они были всегда. «Был случай, - рассказывает В.М. Чадов, - нарушитель перепрыгнул с шестом через систему «Клен», контрольно-следовую полосу, на которой осталась лишь ямочка, но нашли его быстро. Помог наш информатор с турецкой стороны».

Прошло более полувека, как Вениамин Михайлович вернулся домой, но ему все еще снится служба на границе, его служебная собака.

* * *

-2

Вениамин Михайлович в здравии встретил 100-летие пограничных войск в 2018 году… Жизнь не бесконечна. Более года назад, как говорится у пограничников, он «ушёл в последний дозор».